В 2006-м предприятия черной металлургии и связанные с ней отрасли развивались неровно: зимой они оказались на грани спада. Весной - рост, затем замедление темпов производства продукции и в конце лета - вновь увеличение оборотов.
В РФ в 2005 произвели около 30 млн тонн разной металлопродукции. За 8 месяцев 2006 года выпуск ее увеличился. Больше всего выпущено стальных труб (+23,7% по сравнению с аналогичным периодом
2005-го), проката черных металлов (+8,1%) и швеллера (+9%).
Высокую динамику развития отечественной металлургии подстегивает подорожание черных металлов как на мировом, так и на внутреннем рынке: с начала года они поднялись, соответственно, на 25% и 10%. Причем цены в августе, по мнению специалистов Deutsche UFG, оказались близки к историческим максимумам. Осенью зафиксировано временное снижение объемов потребления металла.
В целом спрос на металл внутри РФ продолжает увеличиваться благодаря росту объемов услуг на строительном рынке и увеличению инвестиций в новые проекты в нефтегазовой отрасли.
Аналогичные тенденции зафиксированы и в СЗФО - где спрос на металлопродукцию растет темпами выше средних по стране.
Нет стройки без железа
В Петербурге основными потребителями металлов выступают промпредприятия, строительные компании и организации ЖКХ. Особенность рынка в том, что поступление продукции на этот рынок от городских производителей ограниченно. `Петросталь` и ряд других заводов ориентированы в основном на экспорт. А ЗАО `Ижорский трубный завод` занят поставками для строительства Северо-Европейского газопровода.
Местный рынок обслуживает завод `Трубосталь`, где выпускают водо- и газопроводные трубы, на которые нет ажиотажного спроса. Есть и еще несколько небольших производств. А основные поставки металлов осуществляют трейдеры. Среди них есть представители производителей металлов (`Евраз-холдинг`, `Северсталь`, `ТД `Уралтрубосталь`) и несколько компаний - так называемые свободные трейдеры (`Тиссен Круп`, `Руструбпром`, `Балтийская металлургическая компания`).
У металлоторговцев свои сети сбыта и склады в регионах. Это упрощает поставки продукции клиентам. Значительная часть дилеров предоставляет еще и дополнительные услуги. В частности, в компаниях `Балт-Трейд Руструбпром`, `Металлторг` и `Гефест` в Петербурге занимаются грузоперевозками, комплектацией партий, резкой металла, размоткой бухт и раскаткой рулонов стали.
Спрос на металл привел к тому, что в 2006 году трейдеров в Петербурге стало больше - в основном за счет фирм, торгующих прокатом. Круг потребителей труб в городе на Неве ограничен, поэтому большинство фирм, ранее специализировавшихся в первую очередь на реализации труб, сегодня расширяет ассортимент. Например, в ЗАО `Металлобаза СПб` увеличили оборот проката и разных типов металлоизделий.
Трейдеры раскидывают сети
В целом по РФ при сбыте металлопроката доля трейдеров всегда была весомой. В трубном секторе в последние годы она увеличилась до 27% от всех объемов продаж. Однако темпы роста отгрузки продукции всеми трейдерами за 8 месяцев 2006 года оказались ниже суммарного роста трубной продукции (+16% к аналогичному периоду 2005-го). Потому их доля в общих оборотах отрасли может незначительно сократиться.
Активнее всего развивают партнерство с торговыми сетями `Новолипецкий меткомбинат`, `Борский трубный завод` и `Северсталь`: через них они реализуют свыше 80-90% трубной продукции. И все же остальные игроки трубного рынка предпочитают прямые поставки конечным потребителям. Скажем, их доля у `Выксунского метзавода` - 86%, у `ПНТЗ` - 70%, у ЗАО `Группа ЧТПЗ` - 78%.
Правда, в `Группе ЧТПЗ` недавно приобрели две торговые сети - `Тирус` и
`МеТриС`. И теперь с начала 2006 года ЗАО `Тирус Северо-Запад` активизировало продвижение на региональный рынок трубной продукции Первоуральского новотрубного и Челябинского трубопрокатного заводов. Однако в компании по-прежнему предлагают арматуру и металлопрокат, которые отгружают со складов, вмещающих до 6 тыс. тонн металлопродукции единовременно. Ежедневно с них отгружают около 400 тонн металла.
В последнее время, как и на Западе, в РФ зафиксировано укрупнение игроков. Этот процесс поощряется как производителями, так и ведущими потребителями металлов.
Рост цен провоцирует поставки контрафакта
Доля импортной стали в общих объемах оборота металла на Северо-Западе РФ пока остается незначительной. В основном потребители закупают спецстали. И доля таких поставок увеличилась по отдельным позициям на 40%.
Продукция из стран СНГ востребована периодически только для покрытия временных пиков спроса на определенные товары. После повышения цен российскими поставщиками трейдеры проявляют к ним больше интереса - пока в секторе металлопроката.
Это вызвано не только повышением цен на отечественный металл, но и снижением качества продукции. Случаев, когда на рынок попадает брак, стало больше. Один из самых скандальных фактов в РФ - недавняя отправка продукции `Златоустовского металлургического завода` британскому металлотрейдеру Starwood Trading Ltd. Теперь англичане требуют возмещения ущерба через суд на 18 млн руб.
В 2005 году участились также контрафактные поставки металлопроката и труб, что заставило в марте 2006 года создать комиссию по контролю за качеством поставок материалов для объектов городской инфраструктуры при Комитете по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга. В комиссии активно участвует Российский союз поставщиков металлопродукции.
Мнения специалистов
Евгений Ганопольский, руководитель отдела маркетинга ООО `Торговый дом `Санеста-Металл`:
- Мне кажется, что некоторое сезонное снижение отгрузок металлопроката, особенно строительного назначения, - вещь вполне закономерная и предсказуемая. С ростом цен это напрямую не связано. По опыту нашей компании видно, что, в отличие от 2004 года, когда цены на сталь росли так же быстро, в нынешнем году летний рост цен явился закономерным следствием роста спроса и не отпугнул большинство покупателей. А у нас отгрузки в осенние месяцы вообще идут не хуже, чем летом.
Правда, речь идет о рынке труб. А он отличается от рынка, например, арматуры. Да и Петербург - достаточно емкий рынок: в 2007-м потребление
металлопродукции в целом может составить не менее 1, 5 млн тонн. Появление новых игроков при этом неизбежно: отрасль привлекательна для инвестиций, быстро растет и имеет низкую консолидацию (даже крупнейшие игроки не могут диктовать рынку свои условия).
В перспективе покупатели должны ощутить повышение качества сервиса (особенно если лидерам рынка удастся преодолеть большие сезонные дефициты), а сами металлоторговцы - ужесточение конкуренции, рост числа поглощений и неизбежный уход с рынка слабых компаний.
Елизавета Павлова, маркетолог Санкт-Петербургского представительства холдинга `Континенталь`:
- В 2006 году поведение многих игроков выглядит порой непредсказуемым. И динамика продаж у каждого - разная. Даже ведущим компаниям не удается избежать сезонных колебаний, причем
они сильно зависят от специализации. Это осложняет планирование в долгосрочной перспективе.
Кстати, возможно отчасти поэтому представители иностранных трейдеров, которые изучают спрос на Северо-Западе РФ, пока осторожничают: российский рынок для них выглядит нестабильным и рискованным. Между тем иностранных трейдеров на Северо-Западе РФ тоже не стоит недооценивать. Пока они занимают узкие сегменты. Но ассортимент поставок расширяется.
|