Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Мечта токаря Щукина - ЭиВ N 40 (626)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Мечта токаря Щукина
No. 40 (626) 23.10.2006
Александр ПИРАЛОВ
`Производство наше оживет тогда, когда возродится отрасль, ради которой оно было создано, - сказал токарь вологодского завода `Северный коммунар` Александр Щукин. - Было же время, когда мы до 30 рам

в месяц выпускали!`

Александр Васильевич - человек авторитетный, ветеран. Завод любит всем сердцем, переживает за его судьбу. А она ой как нелегка...

`Северный коммунар` в будущем году отметит свое 90-летие. Это не только старейшее предприятие Вологды. Это единственное производство в стране, выпускающее двухэтажные лесопильные рамы: по существу - завод в заводе, практически полностью механизирующий процесс лесопиления. В нормальном режиме одна такая рама способна переработать в смену 140 кубометров сырья, 2, 5 вагона. Такой производительности ни одна лесопилка не даст. А в период стахановского движения было достигнуто максимальное производство на одной `коммунаровской` раме - 500 кубов!

Выпуск машин такого класса обеспечивало высокотехнологичное оборудование завода, где предусмотрены едва ли не все виды передела металла. Здесь и литейное производство, и мощная кузница, и котельная, и своя железная дорога. Но горькая правда такова, что завод нынче выпускает в год только... десять рам. В чем причина?

- А денег у обработчиков нет, вот и причина вся, - разводит руками шлифовщик Сергей Силуянов. - Те, у кого эти рамы есть, заказывают нам запчасти. Тем и живем.

...В России задействовано около двух с половиной тысяч двухэтажных лесопильных рам вологодского производства. Большая часть - в Архангельской области. Только на знаменитом Соломбальском ЛДК их - двадцать восемь. Но даже для таких гигантов, как архангельские переработчики леса, рама в комплекте с главным приводом, стоящая 2 млн 800 тыс. руб., оказывается чаще всего не по карману.

Из-за неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на лес вся отрасль вообще испытывает дефицит оборотных средств. Да и сориентирована она нынче на экспорт сырья, а не на глубокую переработку, что ставит производителей машин для лесного комплекса если не на колени, то в тяжелейшее положение.

Однако проблема `Северного коммунара` состоит еще и в том, что двухэтажная лесопильная рама предназначена для крупных комбинатов, а совсем не для пильщиков леса районных масштабов. Между тем сейчас начинает постепенно расцветать именно такая переработка леса. В главных переработчиков превращаются малые предприятия...

В результате `Северный коммунар`, обладающий столь мощным потенциалом, работает в одну смену и загружен только на 50%. Но и это здесь считают успехом.

Было время, когда завод стоял. Оказавшись без поддержки государства и властей, которые о нем забыли, он пошел тонуть в бурных водах рынка. Если переработчики и покупали машины, то за рубежом. Был период внешнего управления. Переломным для завода стало вхождение в состав Вологодской холдинговой компании. Появились, наконец, заказы, финансовая поддержка. Люди стали получать стабильную зарплату.

- Драма завода состояла в том, - сказал генеральный директор ОАО `Северный коммунар` Юрий Федяков, - что он создавался совсем для другой экономики - мыслящей глобальными и вертикально интегрированными задачами, а не такими, как нынче, когда у всех, кто занимается деревопереработкой, одна мысль: как выжить?

За счет чего выживает сам `Северный коммунар`? За счет того, что переоснастил свои мощности для удовлетворения потребностей в технике малых лесопильных производств. Начал выпускать ленточные пилорамы, торцовочные установки, конвейеры, транспортеры. Это - основной источник пополнения его оборотных средств. Отдел главного конструктора активно занимается проектированием новых технологических схем. Завод ищет потребителей...

- По существу, производство на `Северном коммунаре` диверсифицированно, - рассказал председатель директоров Вологодской холдинговой компании Александр Каледин. - Теперь завод выпускает кое-что даже для производства троллейбусов - основной продукции нашей компании. Благодаря дроблению номенклатуры он не разделил печальной судьбы многих российских предприятий, выпускающих машины для лесопромышленного комплекса. Так, может, смысл рынка именно в том и состоит, чтобы побудить предприятия искать и находить пути к выживанию?

Но тогда надо признать и то, что `Северный коммунар` - уже совсем другое предприятие. Уровнем явно ниже того, о возрождении которого мечтает токарь Щукин. Это потеря. А за любую потерю всегда кто-то ответственен. Кто же в данном случае?

Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru