`Производство наше оживет тогда, когда возродится отрасль, ради которой оно было создано, - сказал токарь вологодского завода `Северный коммунар` Александр Щукин. - Было же время, когда мы до 30 рам
в месяц выпускали!`
Александр Васильевич - человек авторитетный, ветеран. Завод любит всем сердцем, переживает за его судьбу. А она ой как нелегка...
`Северный коммунар` в будущем году отметит свое 90-летие. Это не только старейшее предприятие Вологды. Это единственное производство в стране, выпускающее двухэтажные лесопильные рамы: по существу - завод в заводе, практически полностью механизирующий процесс лесопиления. В нормальном режиме одна такая рама способна переработать в смену 140 кубометров сырья, 2, 5 вагона. Такой производительности ни одна лесопилка не даст. А в период стахановского движения было достигнуто максимальное производство на одной `коммунаровской` раме - 500 кубов!
Выпуск машин такого класса обеспечивало высокотехнологичное оборудование завода, где предусмотрены едва ли не все виды передела металла. Здесь и литейное производство, и мощная кузница, и котельная, и своя железная дорога. Но горькая правда такова, что завод нынче выпускает в год только... десять рам. В чем причина?
- А денег у обработчиков нет, вот и причина вся, - разводит руками шлифовщик Сергей Силуянов. - Те, у кого эти рамы есть, заказывают нам запчасти. Тем и живем.
...В России задействовано около двух с половиной тысяч двухэтажных лесопильных рам вологодского производства. Большая часть - в Архангельской области. Только на знаменитом Соломбальском ЛДК их - двадцать восемь. Но даже для таких гигантов, как архангельские переработчики леса, рама в комплекте с главным приводом, стоящая 2 млн 800 тыс. руб., оказывается чаще всего не по карману.
Из-за неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на лес вся отрасль вообще испытывает дефицит оборотных средств. Да и сориентирована она нынче на экспорт сырья, а не на глубокую переработку, что ставит производителей машин для лесного комплекса если не на колени, то в тяжелейшее положение.
Однако проблема `Северного коммунара` состоит еще и в том, что двухэтажная лесопильная рама предназначена для крупных комбинатов, а совсем не для пильщиков леса районных масштабов. Между тем сейчас начинает постепенно расцветать именно такая переработка леса. В главных переработчиков превращаются малые предприятия...
В результате `Северный коммунар`, обладающий столь мощным потенциалом, работает в одну смену и загружен только на 50%. Но и это здесь считают успехом.
Было время, когда завод стоял. Оказавшись без поддержки государства и властей, которые о нем забыли, он пошел тонуть в бурных водах рынка. Если переработчики и покупали машины, то за рубежом. Был период внешнего управления. Переломным для завода стало вхождение в состав Вологодской холдинговой компании. Появились, наконец, заказы, финансовая поддержка. Люди стали получать стабильную зарплату.
- Драма завода состояла в том, - сказал генеральный директор ОАО `Северный коммунар` Юрий Федяков, - что он создавался совсем для другой экономики - мыслящей глобальными и вертикально интегрированными задачами, а не такими, как нынче, когда у всех, кто занимается деревопереработкой, одна мысль: как выжить?
За счет чего выживает сам `Северный коммунар`? За счет того, что переоснастил свои мощности для удовлетворения потребностей в технике малых лесопильных производств. Начал выпускать ленточные пилорамы, торцовочные установки, конвейеры, транспортеры. Это - основной источник пополнения его оборотных средств. Отдел главного конструктора активно занимается проектированием новых технологических схем. Завод ищет потребителей...
- По существу, производство на `Северном коммунаре` диверсифицированно, - рассказал председатель директоров Вологодской холдинговой компании Александр Каледин. - Теперь завод выпускает кое-что даже для производства троллейбусов - основной продукции нашей компании. Благодаря дроблению номенклатуры он не разделил печальной судьбы многих российских предприятий, выпускающих машины для лесопромышленного комплекса. Так, может, смысл рынка именно в том и состоит, чтобы побудить предприятия искать и находить пути к выживанию?
Но тогда надо признать и то, что `Северный коммунар` - уже совсем другое предприятие. Уровнем явно ниже того, о возрождении которого мечтает токарь Щукин. Это потеря. А за любую потерю всегда кто-то ответственен. Кто же в данном случае?
|