Молокоперерабатывающие предприятия СЗФО испытывают дефицит сырья, а его производители - дефицит средств. Выход - в объединении компаний?
Камнем преткновения отечественных производителей молокопродукции как России, так и СЗФО можно назвать острую нехватку сырья - сырого молока, которое поставляется хозяйствами в объеме в среднем около половины от необходимого для полной загрузки мощности предприятий. Производители компенсируют недостаток сырья консервированным молоком и порошковыми добавками.
Объясняется ситуация тем, что переработка молока развивается гораздо быстрее производства сырья, и здесь нельзя не вспомнить о ситуации с животноводческим комплексом СЗФО: сокращение поголовья крупного рогатого скота происходит повсеместно. Поэтому крупные структуры вкладывают средства в реконструкцию и обновление животноводческих комплексов, чтобы обеспечить себя сырьем, а производителей молока - средствами, как, например, ОАО `Петмол`, собственник ЗАО `Гатчинское`; еще компании строят новые фермы, как ОАО `Петрохолод`.
Количество и производителей, и дистрибьюторов молокопродукции в ближайшее время будет продолжать сокращаться, в том числе, через объединение и укрупнение, считают эксперты.
Небольшие фирмы вынуждены уходить с рынка из-за невозможности выдержать конкуренцию с крупными производителями, которые могут вкладывать средства в развитие технической базы, а значит - и в расширение ассортиментной линейки. Они имеют налаженную систему дистрибьюции, а также поставок сырья. Крупные предприятия могут кредитовать производителей молока, как ОАО `Лактис` (Великий Новгород), для обновления материально-технической базы, закупки кормов, открывать собственные племенные хозяйства, расширять производство (Гатчинский молокозавод).
В России пока не действует схема, работающая, например, в Финляндии, чьей молокопродукцией богат российский рынок (Valio Ltd), когда переработчик сотрудничает с несколькими мелкими фермерскими хозяйствами - поставщиками сырья.
Производители молока, в свою очередь, пытаются застраховать себя от возможных убытков в случае ухода переработчиков с рынка, открывая собственные свиноводческие комплексы. ФГУП `Племенной завод `Новоладожский` еще в начале 2006 года объявлял о таких планах совместно с ООО `Волховский плюс`.
Сокращение дистрибьюторов происходит и по инициативе иностранных производителей, и в силу работы по определенным схемам: рынок уже считается устоявшимся, и иностранному производителю, как и отечественному лидеру, становится выгоднее работать с одним крупным дистрибьютором, чем с несколькими мелкими.
Кроме того, идет активная экспансия сетевиков уже не только в крупные города. Продажи через мелкую розницу (торговые павильоны, палатки, небольшие магазины), которую сегодня продолжают теснить сетевики, были единственным каналом сбыта продукции для мелких производителей.
Все эти обстоятельства формируют следующую схему: крупный производитель - крупный поставщик - крупный продавец, где мелким предприятиям уже не остается места, хотя последние, как предполагали некоторые эксперты еще в начале года, могли выжить за счет ведения дополнительных бизнесов, реализации девелоперских проектов.
Но предприятия вынуждены уходить с рынка. Недавно среди них оказались: `Кингисеппский молочный комбинат`, тосненский `Эльф МТ`, `Сланцевский городской молочный завод`. Ожидается также, что вскоре иностранные компании будут активно открывать в СЗФО свои заводы по производству молочных продуктов. Valio Ltdуже открыл завод в Ленобласти. Наибольший интерес вызывают также Новгород и область и Вологда и область. Поставщиками сырья станут местные предприятия. Иностранцам приход на российский рынок выгоден: их брэнды уже раскручены в России, кроме того, снизятся транспортные и таможенные расходы; плюсом также является дешевая рабочая сила.
Таким образом, не исключено, что рынок молокопродукции СЗФО вскоре будет представлен несколькими крупными холдингами, в том числе иностранными, состоящими из пары-тройки поставщиков сырья, группы переработчиков и дистрибьютора.
Дефицит сырья продолжает оставаться для всех сегментов рынка молокопереработки общим фактором, но события в каждом из них развиваются по своим правилам.
Молоко, сметана, кисломолочные продукты являются самыми востребованными у населения. Многие компании, особенно некрупные, производя такую продукцию, удерживаются на рынке, полагают эксперты. Это объясняется еще и тем, что такое производство технологически наладить проще всего.
Если молоко, сметана и обычный кефир - продукты первой необходимости, то йогурты и различные новые кисломолочные напитки все более тяготеют к специальным категориям (к примеру, premium) и распределению по целевым группам; их продвигают как детское питание или как фитнес-продукцию для здорового образа жизни.
В сетях молокопродукция, в том числе и `порошковое` молоко с увеличенным сроком годности, в основном представлена образцами от лидеров рынка: ОАО `Петмол`, ОАО `Севзапмолоко`, ЗАО `Санкт-Петербургский молочный завод `Пискаревский`, `Вимм-Билль-Данн`, иностранных производителей. Иногда от покупательского предубеждения относительно молока в стандартной упаковке страдают и отечественные производители, которые не используют консервантов. Некрупные региональные производители нечасто появляются в столичных сетях.
Сыры. Рынок сыров как плавленых, так и твердых, в СЗФО по различным оценкам, на 50% состоит из образцов импортной продукции, в том числе из стран СНГ. Остальные 50% рыночного пространства делятся между продукцией отечественных предприятий-изготовителей, которые выпускают недорогие сыры (за счет рецептур и технологий, кроме того, они не облагаются пошлинами на ввоз, в отличие от импортных).
При этом в крупных городах, как показывают данные маркетинговых исследований, потребители отдают предпочтение дорогим сортам сыров, тогда как в провинциях, в силу меньшей покупательной способности, население предпочитает приобретать недорогие знакомые сорта.
Ожидается, что сыр будет дорожать в связи с повышением пошлин на ввоз: большая часть ввозимых сыров производится наУкраине и в Белоруссии, а также в странах Европейского союза. К концу текущего года общий рост по продукции средней ценовой категории и premium составит 20%.
Масло. С начала 1990-х годов в России производство коровьего масла сократилось почти в три раза, зато выросли поставки импортного масла, основные объемы которых приходятся на Финляндию, Новую Зеландию и Украину.
Стандарты предполагают 4 вида коровьего масла, различаемого по содержанию в его составе жира в процентах: сливочное масло (82,5%), любительское масло (78%), крестьянское масло (72,5%), бутербродное масло (68%). Не все производители соблюдают данную классификацию, и часто под названием `сливочное масло` покупателям предлагается маргарин с содержанием коровьего масла.
Основную долю `масла`, которое продается в России, составляют именно растительные маргарины, в том числе обогащенные витаминами и различными добавками; такая продукция, в силу дешевизны, является серьезным конкурентом коровьему маслу. В крупных городах России лидерами рынка сливочного масла являются Valio (Valio, Midnight Sun, `Вологда`), `Вимм-Билль-Данн` (`Домик в деревне`, `Веселый молочник`), `Новозеландские молочные продукты` (Anchor, `Доярушка`).
Введение квот на ввоз масла с целью ограничения импорта может привести к тому, что спрос на продукт окажется неудовлетворенным, тем более при нехватке сырья в стране.
Мнения экспертов
Александр Варенов, начальник отдела развития пищевой, перерабатывающей промышленности и рыночной инфраструктуры Администрации Ленинградской области:
- Дефицита сырья в Ленинградской области нет; если поголовье скота и сократилось, то поставки сырья сохранились в прежнем объеме имеют тенденцию к росту. И западной схемы работы с фермерскими хозяйствами `фермер - завод - покупатель` у нас пока нет: лабораторные исследования сырья будет проводить только завод, а производитель не сможет представить свои документы. Партию молока от фермера завод может объявить не соответствующей необходимым параметрам. Нашим фермерам и хозяйствам дорого оплачивать эти исследования.
Торговые сети - основная проблема областных переработчиков: связи с ними налажены хуже, чем у городских компаний, поэтому предприятия Ленобласти вынуждены реализовывать продукцию через мелкие оптовые компании. Другая проблема - техбаза, но сегодня за счет субсидирования процентной ставки на приобретение сырья государство помогает производителям.
Укрупнения и слияния - схема не без изъянов: вкладывать средства должны те, кто хочет заниматься именно молокопереработкой, обладает знаниями в данной области, а не рассматривает вложение как бизнес-проект.
Лидия Лепщикова, начальник отдела сбыта ФГУП `Учебно-опытный молочный завод` Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н. В. Верещагина:
- Продукция большинства производителей, работающих на российском рынке, нацелена на покупателей высоких и средних финансовых возможностей. Рынок требует быстро реагировать на изменения покупательского спроса, а это требует немалых средств. Поэтому в ассортименте выпускаемой продукции предприятий появляются новые, высокорентабельные позиции, позволяющие получать стабильный доход: различные виды йогуртов, сокосодержащие молочные напитки, напитки на основе сыворотки, бионапитки, творожные изделия. Наш потребитель не вполне грамотен в выборе продукции: например, натуральное масло изготовляется из нормализованных сливок и не может содержать растительных добавок. Если же в состав продукта эти добавки входят - это уже СПРЕД, а не коровье сливочное масло. Именно им наводнен сегодняшний рынок.
Слияния, поглощения предприятий решат проблему отрасли лишь частично: необходима поддержка сельхозпредприятий государством в виде дотаций, как это делается во всем мире. Сегодня решить проблемы отрасли без государственной поддержки сельхозпроизводители не смогут. Главной остается проблема обеспечения поголовья кормовой базой - нет кормов, нет поголовья, нет молока - по цепочке.
Александр Ходачек, директор СПб филиала Высшей школы экономики, доктор экономических наук, профессор:
- В СЗФО в основном продается продукция Петербурга и Ленинградской области; сметана, йогурты, сливочное масло, маргарин, сыры - это также поступает из Прибалтики, Новгородской, Псковской областей. Отдельную нишу занимает продукция из Вологодской области. Проблемы, которые тормозят значительное увеличение производства - рост затрат на хранение, доставку и первичную переработку сырья; закупочные цены переработчиков делают производство нерентабельным.
Производители в основном решают свои проблемы самостоятельно, иногда выступают с совместной `программой` по отношению к федеральному центру и руководству регионов, но помощь государства практически не ощущается. На эффективности работы отрасли заметно сказывается отсутствие необходимого количества племенных хозяйств для производства продукции класса `премиум`. Для большинства неприемлемы взносы для `входа` продукции в крупные торговые сети и условия дискриминации производителей массовой продукции в этих сетях. Что касается малых и средних производителей, то им выход в крупные торговые сети практически закрыт. В ближайшие 2-3 года на рынке останется не более 3-4 крупных производителей.
|