ЗАО `ПТК `Северное молоко` и ОАО `Сухонский молочный комбинат` перерабатывают примерно четверть молока, которое производят в Вологодской области. Контрольные пакеты акций этих предприятий, между прочим, у московских компаний `Нутритек` и `Остер`. Это, кстати, именно те случаи, когда новые собственники оказались добросовестными. Они провели большую работу по модернизации производства, почти для 950 человек были сохранены рабочие места. В результате оба предприятия удержали свои позиции на рынке.
Кроме того, компания `Нутритек` с 2004 года инвестирует в ЗАО `Племзавод `Заря` - одно из крупнейших сельхозпредприятий Северо-Запада. А с середины 1990-х годов на зерновом рынке области успешно работает московская компания `ОГО`, благодаря ее усилиям комбинаты хлебопродуктов Вологды, Череповца и Шексны ежегодно увеличивают объемы производства на 5%. В результате загрузка мощностей зерноперерабатывающих предприятий возросла за этот период на 60%.
Кстати, на территории области накоплен и некоторый опыт работы с иностранными инвесторами. Полтора года назад, например, Вологодский завод детского питания вошел в группу предприятий компании `Нестле`. За этот период новый владелец инвестировал в реконструкцию основного и вспомогательного производств около 100 млн рублей. В целом же объем инвестиций в пищевую промышленность области за последние три года возрос в одиннадцать раз.
Положительно оценивая этот результат, начальник департамента продовольственных ресурсов администрации Вологодской области Тамара Бритвина считает, что реализация подобных проектов представляет взаимный интерес для обеих сторон, поскольку позволяет местным предприятиям переработки быстрее адаптироваться к требованиям европейского рынка.
Тем не менее вологодские специалисты весьма сдержанно относятся к перспективе вступления России в ВТО. Они считают, что контроль над рынком может быть даже утерян.
Да, благодаря одиннадцатикратному росту инвестиций кое-что из мощностей пищевой промышленности области удалось обновить. Однако основная масса вологодских предприятий, занятых переработкой сельхозпродукции, особенно мяса, нуждается и в технологической модернизации, ибо их изделиям невозможно будет на равных конкурировать с импортной продукцией, произведенной на новейшем оборудовании. То, что уже сделано, - лишь начало большой работы.
- Для дальнейшего развития перерабатывающего комплекса области нужен разумный протекционизм, - сказал в беседе с вашим корреспондентом заместитель начальника департамента продовольственных ресурсов Николай Анищенко. - Главной задачей регулирования должно стать достижение паритета в экономических отношениях между сельхозпроизводителем, переработкой и торговлей.
Тот разумный протекционизм, о котором говорит г-н Анищенко, в определенном смысле проявлен правительством области, которое в настоящее время жестко контролирует количество, качество и безопасность выпускаемых и закупаемых продуктов.
Эту цель преследует и действующая в регионе программа `Настоящий вологодский продукт`. Уже 12 крупных предприятий переработки области имеют право использовать этот товарный знак в 98 номинациях товаров. Причем на рынке Первопрестольной этот знак приравнен к брэнду `Московское качество`. И это упрощает выход вологодской продукции к столичному покупателю. Наконец, вологодский брэнд имеет еще одно безусловное достоинство: он способствует укреплению местного потребительского патриотизма.
Однако всего этого недостаточно, чтобы на российском рынке (о западном пока и не мечтаем) на равных конкурировать с Европой в рамках свободного экономического пространства. Всем ясно, что нашествие импортных товаров по демпинговым ценам может просто уничтожить отечественное производство. Это российские птицефабрики испытали в середине 1990-х в полной мере, когда наш рынок заполонили более дешевые американские окорочка.
Чтобы выстоять в условиях мощной экспансии западных производителей - а это с принятием страны в ВТО неминуемо, - следует, по мнению вологодских специалистов, решить ряд проблем.
Первое: нужно увеличить объем отечественных и западных инвестиций в сфере не только переработки, но и торговли. Второе: надо изыскивать дальнейшие возможности пополнения оборотных средств предприятий. Но для этого необходимо сделать более доступными процентные ставки по банковским кредитам, которые остаются очень высокими и для основной массы производителей недостижимыми. И, наконец, третье: нужно готовить кадры современных менеджеров, способных успешно конкурировать с западными специалистами. Таковых на перерабатывающих предприятиях области пока очень мало, а время `Ч`, похоже, близится.
|