- Узнать, чего хотят работодатели от вузов, очень трудно, - так начала `круглый стол` ректор Невского института языка и культуры Наталья Чекмарева. - Свои пожелания они формулируют примерно так: `Специалист должен быть успешным... уметь принимать решения, работать в команде...` Все это звучит не слишком конкретно. Чуть утрируя, мы получаем такое описание молодого специалиста: ему дают задание пойти туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что. А он делает это быстро, и еще приносит много денег.
- В свою очередь выпускников, как показали социологические исследования, отличают недостаточная нацеленность на профессиональное развитие и карьеру, неготовность к командной работе и неумение преподнести себя и результаты своего труда в профессиональной среде, - заметила Н. Чекмарева.
По ее словам, сегодня работодатели при приеме на работу прежде всего оценивают именно указанные качества, и выпускники обязаны это учитывать.
- Одной из основных проблем, с которыми сталкивается нынешний студент, является несоответствие интересов вуза и работодателя, - высказал свое мнение председатель Межрегиональной ассоциации дополнительного образования, ректор РГГМУ Лев Карлин. - Работодатель хочет получить специалиста, полностью подготовленного для работы в его компании и обладающего конкретными навыками. В вузе же не знают, где точно и по каким конкретно стандартам и технологиям будет работать выпускник, и, соответственно, конкретике научить не могут.
Как считает заместитель председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор РГПУ имени Герцена Геннадий Бордовский, решением этой проблемы могло бы стать создание системы дополнительного образования.
- Университетское образование во всем мире не дает студентам полностью всего, что нужно работодателю. При всем желании университет никогда не сможет доводить специалиста до совершенства в конкретной сфере. Этого можно достичь в системе дополнительного образования, выстраиваемого самими работодателями, - подчеркнул Г. Бордовский.
Одним из качеств, которые ректоры считают необходимым развивать во всех своих студентах, не дожидаясь требований со стороны работодателей, является умение самостоятельно учиться и находить нужную информацию.
- Раньше в Советском Союзе главными для выпускника были ключевые знания, полученные в вузе. Но теперь в информационном обществе знания быстро обновляются, а информация стала доступной вне зависимости от того, к какой области она относится, - заметил Г. Бордовский.
Сегодня основным требованием работодателя к специалисту является умение последнего находить информацию, понимать ее, систематизировать, обрабатывать и в итоге использовать в своей практической деятельности.
- Главное для студента - уметь самостоятельно учиться, готовность осваивать новые знания. Тогда он сможет самостоятельно переориентироваться в любой структуре, на любой работе, - подчеркнул председатель Ассоциации негосударственных вузов Северо-Западного федерального округа, ректор Международного банковского института Юрий Деревянко.
В завершение заседания собравшиеся дали несколько советов, которые помогут абитуриентам сделать правильный выбор вуза.
- В первую очередь будущему студенту необходимо правильно выбрать свою специализацию, - порекомендовал Г. Бордовский. - Далее следует выяснить, есть ли студенты этого вуза на бирже труда: таким образом можно узнать, насколько реально с дипломом этого заведения устроиться на работу. А государственный это вуз или нет - не столь важно.
По мнению Л. Карлина, цепочка действий будущего студента должна начаться с посещения Интернет-сайта интересующего учебного заведения:
- Необходимо посмотреть, какова посещаемость сайта, как часто он обновляется. После этого нужно пойти в вуз и оценить его внешний и внутренний вид. И последнее: важно выяснить, есть ли у вуза международные связи, участвует ли он в международных проектах.
Впрочем, по мнению руководителя исследовательской группы `Конструирование Будущего` Николая Ютанова, все рекомендации имеют относительную ценность:
- Абитуриент не может оценить качества вуза сразу же и безошибочно - для этого нужно поучиться, а то и поработать по профессии. Не зря наше время называют веком вторых образований - многие люди, осознав свои ошибки в первом вузе, идут получать второе высшее. |