По оценкам представителей ведущих лизинговых компаний, в течение 2005 года автолизинг оставался одним из наиболее конкурентных и быстроразвивающихся секторов рынка
Чтобы удерживать позиции, ведущим игрокам уже приходится расширять спектр предложений, дабы расширить возможности обслуживания клиентов, для привлечения которых становится недостаточно одной финансовой выгоды, обеспечиваемой лизинговыми схемами.
Заметное развитие получают пакетные программы, в рамках которых предлагается не только приобретение в лизинг машин, но и пакет сопутствующих услуг.
Дополнительным стимулом, обеспечивающим рост лизинга автотранспорта в 2005 году, стали корпоративные программы поощрения сотрудников: многие фирмы заключают крупные сделки на приобретение машин, которые затем передают в личное пользование сотрудников с правом дальнейшего выкупа.
Как правило, на такой шаг решаются руководители, уже ощутившие преимущества финансовой аренды, не раз заключавшие сделки и преодолевшие определенный психологический барьер недоверия к новой форме работы.
Чем дальше в лес...
Вместе с тем представители компаний по-прежнему сетуют на недостаточную осведомленность клиентов о правилах работы лизингового рынка, особенно когда речь заходит о работе с регионами. Один из собеседников рассказал такую историю:
`Звонит человек, представляется фермером и спрашивает, можно ли с нашей помощью приобрести грузовик `вольво` с прицепом за $40 тыс. Спрашиваем: откуда интерес к грузоперевозкам? Он отвечает: `Сосед сказал, что сейчас это выгодный бизнес`. Уточняем: чем человек занимается? Оказалось, что он имеет несколько гектаров земли, пару тракторов, тем и живет. Ни счета в банке, ни кредитной истории, ни юридического лица. Естественно, с таким клиентом мы работать не будем, риск не стоит прибыли`.
Увы, даже принадлежащую фермеру землю в такой ситуации не рассматривают как залог. Выходом стало бы образование крупных объединений, например сельхозпредприятий или кооперативов, где бы работали управленцы-профессионалы, с которыми можно иметь дело, но реально ничего подобного не создано.
В результате обращения мелких клиентов без кредитной истории и солидного обеспечения отвергаются с ходу, а едва ли не единственными привлекательными партнерами для лизинговых компаний в той же Ленобласти остаются крупные животноводческие и птицеводческие предприятия, где уже есть современный менеджмент.
На старте
по-прежнему нелегко
Проблемным остается участие в лизинговых сделках и для начинающих предпринимателей. Теоретически лизинговые компании допускают, что обращение совсем молодой фирмы, не имеющей кредитной истории, может быть принято к рассмотрению, однако шансов на то, что решение окажется положительным, совсем немного.
Фактически условий, которые могут обеспечить благоприятный ответ, три: наличие у лизингополучателя солидного залога, экспертное заключение аналитиков лизинговой компании, признавших бизнес заявителя перспективным и рентабельным, и, наконец, поручительство третьей стороны, солидной компании, которая, к примеру, дает гарантии дочерней фирме. Очевидно, лишь немногие начинающие смогут обеспечить хотя бы одно из названных условий.
Тем не менее динамика отказов потенциальным клиентам за последний год начала меняться в положительную сторону. Правда, наши собеседники затруднялись сказать, с чем это связано: с более либеральным подходом к рассмотрению заявок или с повышением грамотности лизингополучателей. |