Два основных города Вологодской области - Вологда и Череповец. Города-соперники, города-оппоненты. Успехи друг друга воспринимают иногда даже ревностно. В последнее время оснований для ревности больше у вологжан. Те из них, кому часто доводится бывать в Череповце, видят, что этот город развивается гораздо более высокими темпами, чем областной центр. Почему?
Существует стандартное объяснение: Череповец, у которого есть и АО `Северсталь`, и `Аммофос`, гораздо богаче Вологды. Между тем это заблуждение. Бюджеты Вологды и Череповца примерно равны. Дело в другом.
Некоторое время назад бюро экономического анализа Госкомстата РФ вывело удивительную закономерность. Оказывается, объемы инвестиций в регионы обратно пропорциональны числу чиновников в них. А видный российский экономист профессор Евгений Гавриленков (в свое время он возглавлял Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ) заявил, что территории с большей численностью чиновничества отличает гораздо больший консерватизм по отношению к рыночным преобразованиям, это и отпугивает инвесторов...
Теоретизировать, конечно, все мы мастера. Однако практика подтверждает и мысль ученого, и выводы Госкомстата.
В Вологде, по оценкам ее мэра Алексея Якуничева, 40 тысяч чиновников (включая, конечно, работников федеральных и областных структур). Это седьмая часть взрослого населения города и примерно столько, сколько работает в АО `Северстали`, которое, по существу, кормит всю область. А вот в муниципальной службе Череповца численность управленцев не достигает и полтысячи человек.
Внешних инвестиций в Череповец за последние два года было, как минимум, в полтора раза больше, чем в Вологду. Направляют их, в том числе, в благоустройство и развитие инфраструктуры. Потому Череповец иным вологжанам кажется прямо-таки столицей. Вернувшись домой, они ругают областную власть за чрезмерную любовь к Северной Магнитке, хотя ругать надо в первую очередь непомерную численность и консерватизм вологодских чиновников.
Год назад к руководству коммунальным хозяйством Вологды пришел череповчанин. Хотя местные `патриоты` восприняли это как усиление металлургической `доминанты` в структуре управлении вологодской самобытностью, тем не менее это назначение было официальным признанием успехов Череповца в реформировании, казалось бы, богом проклятой отрасли.
Во-первых, в Череповце не испугались провести шоковую терапию в коммунальном хозяйстве. Тарифы на основные услуги для населения подняли до 90% от их стоимости. Народ поволновался, конечно, но, получив услуги приличного качества, постепенно успокоился. Во-вторых, численность управленцев сократили в два раза. Наконец, в-третьих, домоуправления начали оказывать платные услуги. В результате Череповец стал признанным лидером коммунальной реформы в стране, а его мэр Михаил Ставровский был приглашен для участия в программе Савика Шустера `Свобода слова`, посвященной этой теме.
Что до вологодской `коммуналки`, то она все еще в полукоматозном состоянии. Тарифы были `заморожены` в течение трех лет. Долги города коммунальным предприятиям достигли трети его муниципального бюджета. А чиновники до сих пор спрашивают: где записано, что домоуправлениям можно бизнесом заниматься? Аргумент, что и нигде не сказано, что нельзя, не действует. Хотя спрос на мелкий ремонт квартир в Вологде огромный, выполнять его практически некому.
Почему череповчане нашли в себе смелость гораздо быстрее вологжан отказаться от многих стереотипов? Да потому что управленческий опыт у них гораздо более высокого уровня. В то время как немногочисленный административный аппарат Череповца формируется в основном из работников, прошедших школу бизнеса на `Северстали`, `Аммофосе` и в строительных организациях, то дивизион вологодских чинов состоит, главным образом, из вчерашних партийных, профсоюзных и комсомольских функционеров.
Отсюда, например, совершенно разный подход к договорам между поставщиками и потребителями коммунальных услуг. В коммунальном комитете Вологды не представляют, как можно руководить вне правил игры командно-административной системы. Потому комитет намерен заключать договоры только от своего имени, хотя есть юристы, которые сомневаются, что управленцы вообще вправе заниматься хозяйственной деятельностью.
У череповчан - свой путь. Менее чиновный: заключать договор не с властью, а с поставщиками услуг. С Водоканалом, к примеру, или теплосетями. А власть пусть думает, как лучше городским хозяйством
управлять. Или взять общественный транспорт. В Череповце каждый второй автобус - частный. А вологодское начальство все еще опасается, что частник составит серьезную конкуренцию муниципальному автотранспорту, и без конца ставит палки в колеса предпринимателям, желающим заниматься извозом. В результате муниципальная казна недобирает средств.
В Череповце все с точностью до наоборот. Потому и деньги там водятся. А в Вологде на ремонт дорог вечно не хватает средств. На самом деле эти самые средства - под ногами. Только нагнуться надо, чтобы поднять. |