Согласно результатам исследования, проведенного в 2001 году группой по развитию лизинга Международной финансовой корпорации (IFC), российский рынок лизинговых услуг был оценен в $1,7 млрд. В 2003 году, по данным того же источника, объем лизингового рынка составлял уже $2,5 млрд.
В 2004 году, по оценкам РА `Эксперт`, данный показатель достиг $5 млрд (это заключение основано на данных, предоставленных 110 российскими лизинговыми компаниями - участниками проекта `Лизинг в России` по состоянию на 1 октября 2004 года; бизнес указанных компаний составил 70% от общего объема лизинговых сделок в России в 2004-м).
Таким образом, за три прошедших года рынок вырос в три раза, а усредненные ежегодные темпы роста были около 45%. Отметим, что, по данным РА `Эксперт`, темпы роста лизинговых компаний по разным показателям составили за 9 месяцев 2004 года от 50% до 70%, по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.
Вместе с тем статистика свидетельствует, что по уровню развития лизинговых услуг Россия пока заметно отстает от западных стран. Так, в странах Евросоюза через договоры лизинга совершается до 30% инвестиций (в странах Восточной Европы - 10-15%), тогда как в нашей стране этот показатель составляет пока около 5%. В Китае лизинг служит основным источником приобретения средств производства для предприятий малого бизнеса.
Следует, правда, заметить, что аналитики российского лизингового рынка склонны считать любые статистические данные заниженными, поскольку далеко не все лизинговые компании раскрывают информацию о своей деятельности.
До сих пор не существует единой базы данных о лизинговых сделках и в мониторингах учитываются сведения лишь о тех компаниях, которые считают нужным сообщать о себе. В частности, не дают информации продавцы техники, которые для стимулирования продаж предоставляют услуги лизинга своим клиентам, а также кэптивные лизинговые компании, входящие в большие холдинги и обслуживающие только внутренних клиентов. По некоторым оценкам, объем скрытого лизинга составляет 15-20% от регистрируемого.
На ближайшие два-три года большинство экспертов прогнозируют сохранение нынешних темпов роста лизинговой отрасли - около 30-40% в год с последующим замедлением по мере приближения к среднеевропейским цифрам. Еще одной тенденцией, о которой говорят многие эксперты, станут укрупнение лизинговых компаний и их ускоренная капитализация. Также можно ожидать появления синдикатов для выполнения крупных лизинговых проектов, связанных с капиталоемкими отраслями: авиацией, судостроением, энергетикой.
Система внешнего финансирования лизинговых компаний в последнее время становится все более разнообразной. Уже несколько компаний провели эмиссию рублевых облигаций, средства также привлекают в виде товарных кредитов поставщиков.
Привлечение западных денег и расширение каналов региональных продаж вкупе с усиливающейся конкуренцией должны привести к ожидаемому удешевлению лизинга, правда, по вопросам прогнозирования темпов этого процесса у экспертов нет единого мнения.
Общие тенденции развития лизинга в России в целом соответствуют аналогичным процессам в странах Европы. Так, самым популярным объектом лизинга является автотранспорт, сделки с которым финансируют около 70% участников рынка. Вместе с тем наибольший удельный вес в общем объеме лизингового рынка имеет лизинг дорогостоящих производственных фондов, таких как строительная техника, железнодорожный транспорт, оборудование связи и добывающих отраслей.
В ближайшие годы, по мнению аналитиков, ждать изменения данной тенденции не приходится, что связано с активным выходом на лизинговый рынок крупнейших компаний страны, прежде всего - `Газпрома` и РАО `ЕЭС`, а также ряда авиакомпаний. |