Промышленные предприятия Петербурга нуждаются не столько в уроках по повышению качества продукции для монополистов, сколько в выработке механизмов снижения рисков инвестиций в развитие партнерства с ними. Так считает генеральный директор ОАО `НПП `Буревестник` Анатолий Межевич
- При взаимодействии с монополистами промышленным предприятиям приходится сталкиваться с рядом проблем. Во-первых, сразу возникает ощущение неравноправия сторон. Монополисты склонны возводить свои корпоративные стандарты едва ли не в ранг общероссийского закона. При этом партнерам и потребителям услуг навязывают ряд условий, которые сложно оспорить, даже если они выглядят необоснованными. Кроме того, бумаги для согласования проходят через множество служб монополистов. Процесс согласования получается длительным, а резолюции могут оказаться неожиданными. Неизвестно, за какой крючок и в каком кабинете зацепится документ.
Повлиять на навязываемые условия сложно. Потому предприятия вынуждены принимать этот пакет целиком. В лучшем случае удается внести незначительные чисто технические поправки, с помощью которых партнеры монополистов не могут отстоять свои интересы.
По идее, в субъектах РФ не мешало бы рекомендовать налогоплательщикам придерживаться региональных процедурных правил. Тогда корпоративным требованиям монополистов можно было бы что-то противопоставить. Но таких рекомендаций, к сожалению, нет. Бизнес-сообщество слишком разобщено и тоже не может договориться между собой об определенных принципах партнерства. Так что гибкости в договорной политике от монополистов не дождешься. Нет ни стимулов к этому, ни противовесов. Сейчас в Петербурге ведется работа между бизнес-сообществом и монополистами. В эффективности ее я сомневаюсь.
Во-вторых, монополисту удобнее закупать импортную продукцию. Говорят, потому что она и сопутствующий ей сервис - лучше. Но ведь так бывает не всегда. Снабженцами могут двигать подчас иные мотивы. Наверное, поэтому они и не слишком заинтересованы в прозрачности сделок. Так удобнее обосновывать расходы, а в дальнейшем - поднимать тарифы на услуги.
В-третьих, инвестиционные программы монополистов, как правило, слишком расплывчаты. Даже специалистам непросто понять, как будет идти модернизация дочерних предприятий и зависимых обществ. А значит, и определить, какие типы оборудования и комплектующие им понадобятся сейчас и на перспективу.
Хорошо, что в Петербурге удалось добиться ознакомления с концепциями развития ряда монополистов и планами их будущих закупок. Однако эти сведения не всегда могут служить основанием для бизнес-планов промышленных предприятий. А любой инвестпроект несет в себе коммерческие риски. Они могут оказаться слишком велики для исполнителей, которые при других условиях охотно поборолись бы за заказы монополистов на открытых тендерах.
Вопрос в том, как уменьшить эти риски. Задача, схожая с той, что пытались решить, когда в Петербурге обсуждали условия создания производства стиральных машин `Электролюкс`. Перед предпринимателями города разложили детали и предложили им изготовить такие же. Теоретически большинство из них могли сделать на некоторых заводах. Но тогда пришлось бы закупать дополнительное оборудование, вносить поправки в технологии. А кто мог дать гарантии, что новая продукция завтра окажется востребованной на рынке?..
Было бы целесообразно в городе подкрепить подобные проекты системой мер, которые позволили бы улучшить условия для освоения промышленными предприятиями импортозамещающих технологий. Причем вырабатывать их не в момент, когда крупный инвестор вот-вот начнет сборку своей продукции, а заранее - когда еще идут переговоры о реализации новых проектов. |