В профессиональной структуре населения РФ на каждую тысячу человек сегодня приходится 1,2 рабочего, что в 5 раз меньше социально-экономического норматива
Обилие негосударственных вузов привело к перепроизводству экономистов и менеджеров-теоретиков. На производствах - дефицит практических организаторов дела: мастеров, начальников цехов и участков. Еще острее проблемы дефицита персонала рабочих специальностей.
Раньше кадровый баланс помогала поддерживать система непрерывного профобразования. Ее разрушили в процессе реформ. Заводские директора старой школы пытаются сами ее реанимировать: разрабатывают программы профобучения на производстве, возрождают наставничество, стимулируют рабочих рублем. В некоторых областях, в частности в Новгородской, пытаются вводить ограничения - запрещают обучение по специальностям, на которые нет спроса на рынке труда.
Все эти меры - локальные, а российская проблема подготовки кадров требует комплексного решения - структурной последовательности и целевого финансирования. Об этом, в частности, говорят специалисты из Нидерландов, которые предложили систему модернизации профессионального образования в СЗФО. Ее цель - сбалансировать спрос и предложение на рынке труда и спрогнозировать профориентацию с начальных этапов.
В Псковской и Новгородской областях реализуют два проекта с частичным финансированием голландской стороной - `Реструктуризация сети начального профобразования` и `Образовательный менеджмент`. Подобраны школы и профессиональные училища (по 5 пар в каждой области), которые работают по совместному плану профориентации и профобучения. По предложению голландцев введено понятие `профессиональное сопровождение учащихся`, ведут учет их личных достижений, возрождают наставничество. В этом году в школы и лицеи поступит книга `Твои дороги, выпускник`, изданная в Пскове в рамках российско-нидерландского проекта.
Важно, что международное сотрудничество по совершенствованию профобразования коснулось не только теоретической стороны дела, но и практической подготовки рабочих для металлообработки, машиностроения, электротехники.
Директор Псковского профтехучилища N 7 Сергей Бельгесов знаком с постановкой профобразования в Скандинавии. Сейчас в псковском училище намерены совершенствовать систему обучения. На его базе действует управленческий совет, основная задача которого - трудоустройство выпускников на производстве.
Три псковских завода, где будущие рабочие проходят практику, выплачивают стажерам заводскую стипендию, а обучающим их мастерам - прибавку к зарплате в 5 тыс. руб. Практический подход к реформированию профподготовки позволил училищу восстановить показатели набора на уровне 1980-х годов. Улучшил положение и перевод училища под юрисдикцию Федерального агентства по образованию. За счет централизованного финансирования училище получило 6 новых токарных станков и продолжает обновлять техническую базу.
Реальная экономика показывает, что рекомендации западных консультантов полезны для выявления болевых точек учебно-производственного комплекса. Но гораздо важнее практические действия федеральных органов управления по сбалансированию потребностей экономики и возможностей образования, а также местная инициатива производственников, знающих, чему надо учить токаря или оператора заводского процессора. |