С 1 января 2006 года на всей территории России начнет действовать федеральный закон N 131 `Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации`. Подготовка к его реализации в Новгородской области идет уже почти год, но вопросов еще много. Заместитель председателя Новгородской областной думы Сергей Фабричный считает, что этот закон реализовывать будет значительно тяжелее, чем нашумевший закон о монетизации льгот
`В отличие от закона о монетизации, который касался замены натуральных льгот денежными компенсациями, 131-й федеральный закон затронет все сферы жизни, - считает Сергей Фабричный. - Местное самоуправление - это, по сути, все вопросы жизнеобеспечения территорий: образование, здравоохранение, ЖКХ, социальная сфера... В частности, речь идет о финансовой стороне реализации закона, о принципах территориальной организации местного самоуправления и об обеспечении его кадрами. Для того чтобы закон о местном самоуправлении действовал успешно, должна быть создана в первую очередь система финансирования инфраструктурных отраслей. Слишком много проблем накопилось на местном уровне, и слишком очевидна необходимость корректного распределения полномочий в различных сферах жизни между уровнями государственного управления и местного самоуправления и обеспечения нормального функционирования социальной и хозяйственной сферы на всех уровнях`.
На сегодня в Новгородской области уже приняты решения об определении границ муниципальных образований и о наделении этих территорий статусом поселений городского округа или муниципального района. Вместо 22 МО, существующих в области (21 район и Великий Новгород), с 1 января 2006 года будет образовано 290 муниципальных поселений.
Определились и численный состав представительных органов вновь образованных муниципалитетов, срок полномочий для депутатов и глав муниципальных образований, а также установлена предварительная дата выборов в муниципальных образованиях.
Выборы запланированы на 9 октября 2005 года, причем решено совместить избрание представительных органов поселений, муниципальных районов и глав некоторых районов. Избирать депутатский корпус также предстоит по-новому: 7 депутатов - если поселение насчитывает до тысячи жителей, 10 депутатов - если население более тысячи человек. В результате в Новгородской области с 1 января 2006 года будет 2510 депутатов всех уровней (сейчас их 175).
Все эти решения, безусловно, важные, однако самое сложное - впереди, когда определятся проблемы, связанные с регулированием межбюджетных отношений, наделением имуществом вновь созданных муниципальных образований.
Как ни нахваливали разработчики нового закона о местном самоуправлении свои подходы, пока приходится признать, что отсутствие адекватной нормативно-правовой базы регулирования местных финансов вызывает беспокойство. А полная зависимость финансового состояния муниципальных образований от решений, принимаемых на уровне субъектов РФ, нестабильность доходных источников и расходных полномочий - все эти факторы подрывают стимулы к повышению эффективности деятельности местных властей и негативно сказываются на качестве оказываемых населению муниципальных услуг.
Надо заметить, что, к сожалению, отношение к местному самоуправлению у нас было с самого начала реформ непоследовательным. Местное самоуправление провозглашалось одной из важных составляющих демократии, но когда речь заходила об экономической основе местного самоуправления, а именно о муниципальной собственности, то отношение к ней было практически таким же, как к федеральной собственности. Достаточно сказать, что приватизация зданий и сооружений, находящихся в муниципальной и федеральной собственности, проводилась долгое время на основе единого закона и единых программ.
Вопрос экономического обеспечения деятельности местного самоуправления требует многих принципиальных решений, выходящих за рамки новой редакции обсуждаемого закона. Главным является, безусловно, вопрос о собственности на ренту природных ресурсов. Если он не будет решен, то возникнут совершенно недопустимые разрывы между различными регионами и муниципальными образованиями по уровням реальной обеспеченности ресурсами.
Произойдут существенные изменения и в межбюджетных отношениях. По данным новгородского областного комитета финансов, если в 2004 году 64% собственных доходов оставались в городах и районах области, а 36% - перечисляли в областной бюджет, то уже в переходном 2005 году цифры изменились с точностью до наоборот. То есть в бюджетах городов и районов Новгородской области остается только 35,4% доходов, остальное уходит в областной бюджет.
В 2006 году муниципальные образования смогут оставить в своем бюджете еще меньше - только около 27% доходов. Это при том, что расходы на содержание объектов социальной сферы, на выплату заработной платы бюджетным предприятиям и организациям также отданы в ведение муниципальных образований.
Правда, предусмотрена целая система субвенций и субсидий из областного бюджета в помощь местным органам самоуправления. Но чтобы эти средства получить из областного бюджета, нужно обосновать их необходимость. |