`15 руководителей успешных фирм были погребены заживо`. Такова завязка сценария, только не триллера, а корпоративного тренинга. Индустрия корпоративного образования растет на глазах, к бизнесу подключаются и представители смежных профессий, таких как организаторы досуга.
Учиться играючи - популярная технология, но если раньше ее применяли лишь в классическом образовании, то в последнее время деловые игры для взрослых переживают второе рождение, становясь все разнообразнее. Экстрим-тренинги - одно из самых модных направлений. Если в прежние времена руководители в один голос сетовали, что из вузов к ним приходят совершенно не готовые к реальному делу молодые специалисты, то новое поколение менеджеров уже осознало: обучение персонала - процесс бесконечный. А раз так, его следует сделать минимально рутинным и максимально эффективным.
- Ничто так не сплачивает, как совместно пережитые испытания, - поясняет директор компании Adventure Races (`Приключенческие гонки`) Марина Либо. - А экстрим, в котором надо выжить всем участникам команды, предполагает и оперативное принятие решений, и умение подчиняться, и отработку действий заодно. К тому же психологическая обстановка в таких условиях весьма напоминает атмосферу российского бизнеса.
Выявить и развить умение не только командовать, но и подчиняться - одна из важнейших задач экстремальных тренингов. Как правило, команды составляют из людей, каждый из которых обладает лидерскими качествами, но при этом является экспертом далеко не во всех вопросах, с которыми предстоит столкнуться на маршруте. В идеальном варианте командирская функция должна стать переходящей, на практике же смена ролей дается не легко. Но поскольку работающая в экстремальных условиях команда объединена единой целью, которая заставляет отдельных участников на время забыть личные амбиции, сплотиться, приходится либо работать на доверии, либо признать себя побежденными.
В типичных соревнованиях по adventure race с маршрута сходит более половины команд-участников, в первую очередь - из-за психологических перегрузок и несовместимости.
Тренинги в формате adventure race - один из вариантов экстремального обучения, в России впервые появились около пяти лет назад. Явление пришло с Запада, где эту форму воспитания коллектива практикуют уже давно. В Петербурге сегодня около полутора десятков компаний, предлагающих тренинги в рамках экстремальных гонок. Немногие специализируются на этом направлении, для большинства adventure race - одно из десятков предложений.
Уровень экстремальности, которым испытывают участников тренинга, всегда различен. Медики определяют экстрим как выход из зоны комфорта, из привычных условий существования. По словам Марины Либо, экстрим-тренинг должен ставить людей в более сложные условия, чем те, с которыми они сталкиваются на работе. Соответственно, испытания могут быть самыми разными: облегченными, например голодом или холодом, бессонницей или повышенными нагрузками, и полными, когда все трудности обрушиваются на человека разом. Для тех, кто с утра до вечера сидит в теплом офисе, даже пробежка по морозу в городском парке - урбанизированный экстрим - может стать тренингом первого уровня.
- Мы предлагаем свои тренинги только тем компаниям, в которых успех зависит от устойчивости команды, - рассказывает Марина Либо. - К примеру, для швейной мастерской, где каждый работник имеет свое собственное задание, выполнение которого связано с его личным мастерством, вырабатывать командный дух в экстремальных условиях особого смысла не имеет. А вот торговые структуры, которые занимаются агрессивными продажами, производственные компании, активно продвигающие различные брэнды и стимулирующие внутреннюю конкуренцию, - это наши клиенты. Средний работник в таких компаниях - молодой человек младше 30 лет, спортивный, энергичный, которого едва ли можно стимулировать, просто пообещав подарить телевизор за успехи. Иногда экстрим-тренинги заказывают и руководители конкурирующих компаний, чтобы выяснить отношения спортивными методами. Но чаще всего их используют для натаскивания собственных сотрудников. И тут важно понимать, что, взявшись стимулировать команду экстремальными методами, надо приготовиться к долгой работе.
Первый тренинг - это лишь диагностика, проверка реальных способностей коллектива. Затем следуют разбор полетов, выявление сильных и слабых сторон, выдача рекомендаций. На все это уходит, как минимум, три месяца. Зато экстремальные условия позволяют в кратчайший срок понять то, на что в обычной обстановке требуются месяцы. В общем, все, как в песне Высоцкого про тех, кто `в горах не ах`.
- В России под видом экстремальных тренингов обычно продают свежий воздух и шашлыки со всеми вытекающими отсюда последствиями, - говорит Марина Либо. - Корпоративный день здоровья - тоже продукт, но совсем другой, менее сложный. А adventure race - услуга эксклюзивная, двух похожих быть не может. Чтобы это осознать, нужно время. Пока же суть нашего предложения понимают немногие. Мы пробовали заниматься прямыми продажами. Я сама обзванивала клиентов. Результат примерно следующий: 40 из 50 разговоров заканчиваются, едва начавшись, ответом: `Нет, мы такой ерундой не занимаемся, есть более важная работа`. Еще в пяти случаях говорят, что уже пользуются услугами какой-либо фирмы, остальные проявляют интерес, но дальше беседы дело не идет.
Другого мнения придерживается Владимир Черкашин, директор компании `Санеста-Металл`:
- Несколько лет наша фирма дважды в год устраивала для сотрудников семейный день здоровья. Но после того как мы расширились, по итогам последнего летнего праздника было принято решение пересмотреть подход к организации таких мероприятий. Вопрос был не в деньгах, а в максимальном эффекте. Многое изменилось в нашем бизнесе, и подход к организации отдыха тоже требовал перемен.
Рассматривали два варианта: обучение или тренинг. От первого отказались быстро: в нашем коллективе - профессионалы высокого уровня, учить их чему-либо в рамках краткого курса бессмысленно. Так мы пришли к идее игрового тренинга на сплочение коллектива, так называемому тим билдингу. Наши консультанты порекомендовали игровое мероприятие. Мы провели тендер между двумя фирмами. Одна предлагала классический вариант деловых игр в закрытом помещении, другая - adventure race.
Поскольку идею дня здоровья с повестки дня окончательно не снимали, от занятий в классе решили отказаться. А в adventure race нас привлекла сама идея погрузить человека в условия, с которыми наши сотрудники не сталкивались раньше, проверить крепость коллектива, взаимовыручку, умение выявить в своей среде лидера. Сейчас, когда приключения остались позади, могу сказать, что доволен не только оздоровительным, но и профессиональным результатом. Тренинг помог проверить те представления о нашем коллективе, которые складывались в привычной рабочей обстановке. Думаю, спустя время, после того как в компании появятся новые люди, мы повторим подобный тренинг с учетом опыта и новых задач. |