Петербургский рынок металлоизделий в ближайшие годы будет практически полностью поделен между ведущими игроками, в то время как мелкие фирмы постепенно исчезнут. Основной причиной этого процесса является высокая капиталоемкость бизнеса, требующая от каждой компании-участника наличия значительных внутренних финансовых ресурсов
Нелегко придется и специализированным фирмам, традиционно ориентировавшимся на один из секторов металлорынка. Ярко выраженная тенденция последнего времени - стремление к диверсификации бизнеса и охвату всего спектра спроса и предложения. Единственным исключением из этого правила можно считать трубный рынок, на котором позиции независимых дилеров традиционно сильны.
Иностранцы разворачиваются
Глобализация - тенденция мирового рынка металлов, на котором в ближайшее время станут доминировать четыре-пять международных компаний, представляющих Китай, Индию, Бразилию, Западную Европу - `Арселор`, `Миталл Сталь`, `ТиссенКрупп` и несколько других.
На сегодня уже активно муссируются слухи, что некоторые из этих гигантов намерены приобрести и несколько металлургических фирм в России. Между тем ведущие отечественные производители по своим показателям пока не могут претендовать на место в десятке лидеров.
Еще одна тенденция: производители металлов стремятся максимально контролировать сбыт. `ТиссенКрупп`, к примеру, на сегодня стал крупнейшей европейской сетью по реализации металлопроката. Российские производители едва ли смогут конкурировать с мировыми лидерами на равных: хотя ряд отечественных металлургических комбинатов уже давно обзавелся собственными сбытовыми сетями, конкуренция с каждым годом ужесточается, а ведущие иностранные игроки до сих пор еще только присматриваются к российскому рынку.
Нетрудно предположить, что как только они предпримут реальные попытки перехватить инициативу, правила игры значительно усложнятся. Это утверждение касается и отдельных секторов рынка металлоизделий.
`Петербургский трубный рынок настолько конкурентен, что шанс успешно выйти на него сегодня имеют только крупные компании, - считает директор компании `Санеста-Металл` Владимир Черкашин. - Среди новых игроков, которые еще могут появиться, большинство вполне могут составить фирмы с западным капиталом. Условия, в которых приходится вести бизнес, требуют все более `длинных` денег. Мы считаем очень хорошим показателем оборачиваемости двухмесячную дистанцию от приобретения трубы у производителя до вывоза ее покупателем с нашего склада`. Эксперты уже в открытую говорят, что выход на российский рынок представительств транснациональных металлургических корпораций, скорее всего, приведет к вытеснению их местных конкурентов из ряда прибыльных секторов.
Кто исполнит
каприз?
По данным различных маркетинговых исследований, около 80% металлоторговых компаний в Петербурге - это фирмы-середняки со складскими остатками от 1,5 тыс. до 4 тыс. тонн. Процентов 15 составляют так называемые метатели, перекупщики, у которых нет своего склада. Это либо посредники советского времени, которые не смогли войти в реальный бизнес, либо талантливая амбициозная молодежь, которая не имеет своего капитала, но хочет самостоятельности.
Практика показывает, что средняя фирма-метатель, если не находит внешний источник оборотного капитала, умирает в среднем за полгода. Срок жизни фирмы-середняка до последнего времени был значительно больше, однако сейчас они все заметнее уступают рынок лидерам, имеющим больше возможностей подстраиваться под требования клиентов.
При этом в числе ведущих игроков регионального рынка большинство уже составляют сбытовые подразделения крупных металлургических компаний и местные представительства общенациональных сетевых торговцев. Да и сами производители тоже не отказываются от прямых продаж, особенно когда речь идет о стратегических партнерах, которые делают регулярные крупные закупки.
Независимые металлотрейдеры, на долю которых остается в основном средний и мелкий покупатель, уже не скрывают, что жестко конкурируют друг с другом за конечного потребителя. Изначально явным признаком этой конкуренции было расширение спектра услуг, оказываемых компаниями, сегодня некоторые из них переходят на гибкий график работы, в том числе заявляя о готовности обрабатывать заказы круглосуточно.
Оправданность создания так называемых металлических супермаркетов, работающих день и ночь и предоставляющих самый разнообразный сервис, вплоть до сложного инженерного консалтинга, обсуждают уже вполне серьезно.
По словам Владимира Черкашина, сегодня считается хорошим тоном, когда торговая компания идет навстречу покупателю как в вопросе схемы оплаты, так и при определении сроков вывоза купленных изделий. `К примеру, среди наших клиентов есть владельцы спортивных команд, занимающихся автомобильными гонками. Максимальный заказ, который они могут себе позволить, по нашим нормам считается минимальным, но даже для такого количества труб у спортсменов нет складских помещений. Мы находим возможность войти в их положение и разрешаем держать выкупленные трубы на своем складе. Это и дружеский жест по отношению к постоянному партнеру, и небольшая помощь спорту`, - рассказал директор `Санеста-Металл`. Как показывают исследования клиентов труботорговых компаний, проведенные `Санеста-Металл` (в опросе участвовали представители фирм, ежегодно закупающих труб на 50-200 тыс. руб.: эта группа потребителей считается наиболее перспективной), ключевыми факторами, которые влияют на процесс принятия решения о покупке, считаются наличие товара на складе и скорость поставки, а также цена.
`Мы научились разъяснять клиенту, что сам по себе прайс-лист не истина в последней инстанции, что цена далеко не всегда может служить основным критерием выбора, - пояснил Владимир Черкашин. - Сегодня не менее важными условиями, чем стоимость заказа, являются качество изделий, сроки выполнения и гибкость схемы оплаты`. По словам директора петербургского филиала компании `ТиссенКрупп Материалс` Андрея Зацарина, металлоторговцы все сильнее стремятся к универсальности, чтобы клиент мог купить все необходимое на одном складе.
Спрос
с оглядкой
Несмотря на существенный скачок цен в прошлом году, потребление металлопродукции в России продолжает расти, причем если раньше его стимулировали в основном топливные и строительные компании, то за последнее время все заметнее становится роль высокотехнологичных производств. Так, по официальным данным, в настоящее время доля машиностроения и металлообработки в объеме промышленной продукции петербургских предприятий превышает 35%. В ближайшее время предусматривается серьезная модернизация ряда производств. Все это так или иначе будет стимулировать и региональный металлорынок.
Одновременно достаточно существенные подвижки идут и в сфере замещения ряда металлических изделий аналогами из других материалов.
В наибольшей степени это ощущается на трубном рынке. `Полагаю, если бы металл был дешевле пластика, то потребители и дальше предпочитали бы металлические трубы. Но поскольку цены в настоящее время сравнялись, а в пользу пластика говорят и его несомненные преимущества - долговечность, экологичность, то потребление пластиковых труб растет. Потому мы думаем, что спрос на металлические трубы будет и дальше снижаться`, - пояснил в интервью `Экономике и времени` руководитель одной из петербургских металлоторговых компаний.
Зато в автомобильной промышленности, машиностроении и строительстве потребление металла растет. Здесь полимерные материалы конкуренции не составляют, напротив, появляются новые типы сталей.
Отечественные же металлургические комбинаты пока могут похвастаться лишь расширением сбыта традиционных изделий и начавшейся оптимизацией бизнеса. В принципе и это немало, по сравнению с последним десятилетием прошлого века, когда гиганты российской индустрии вообще стояли на грани вымирания, однако успешная игра в условиях глобального рынка требует гораздо большего.
Поэтому от того, насколько быстро крупнейшие производители смогут перестроить свои предприятия на современный лад, зависит облик российского рынка металлоизделий в ближайшем будущем. |