Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Прогнуться под изменчивый мир - ЭиВ N 9 (546)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Прогнуться под изменчивый мир
No. 9 (546) 14.03.2005
Владимир ХОЗИКОВ
Петербургский рынок металлоизделий в ближайшие годы будет практически полностью поделен между ведущими игроками, в то время как мелкие фирмы постепенно исчезнут. Основной причиной этого процесса является высокая капиталоемкость бизнеса, требующая от каждой компании-участника наличия значительных внутренних финансовых ресурсов



Нелегко придется и специализированным фирмам, традиционно ориентировавшимся на один из секторов металлорынка. Ярко выраженная тенденция последнего времени - стремление к диверсификации бизнеса и охвату всего спектра спроса и предложения. Единственным исключением из этого правила можно считать трубный рынок, на котором позиции независимых дилеров традиционно сильны.



Иностранцы разворачиваются

Глобализация - тенденция мирового рынка металлов, на котором в ближайшее время станут доминировать четыре-пять международных компаний, представляющих Китай, Индию, Бразилию, Западную Европу - `Арселор`, `Миталл Сталь`, `ТиссенКрупп` и несколько других.

На сегодня уже активно муссируются слухи, что некоторые из этих гигантов намерены приобрести и несколько металлургических фирм в России. Между тем ведущие отечественные производители по своим показателям пока не могут претендовать на место в десятке лидеров.

Еще одна тенденция: производители металлов стремятся максимально контролировать сбыт. `ТиссенКрупп`, к примеру, на сегодня стал крупнейшей европейской сетью по реализации металлопроката. Российские производители едва ли смогут конкурировать с мировыми лидерами на равных: хотя ряд отечественных металлургических комбинатов уже давно обзавелся собственными сбытовыми сетями, конкуренция с каждым годом ужесточается, а ведущие иностранные игроки до сих пор еще только присматриваются к российскому рынку.

Нетрудно предположить, что как только они предпримут реальные попытки перехватить инициативу, правила игры значительно усложнятся. Это утверждение касается и отдельных секторов рынка металлоизделий.

`Петербургский трубный рынок настолько конкурентен, что шанс успешно выйти на него сегодня имеют только крупные компании, - считает директор компании `Санеста-Металл` Владимир Черкашин. - Среди новых игроков, которые еще могут появиться, большинство вполне могут составить фирмы с западным капиталом. Условия, в которых приходится вести бизнес, требуют все более `длинных` денег. Мы считаем очень хорошим показателем оборачиваемости двухмесячную дистанцию от приобретения трубы у производителя до вывоза ее покупателем с нашего склада`. Эксперты уже в открытую говорят, что выход на российский рынок представительств транснациональных металлургических корпораций, скорее всего, приведет к вытеснению их местных конкурентов из ряда прибыльных секторов.



Кто исполнит

каприз?

По данным различных маркетинговых исследований, около 80% металлоторговых компаний в Петербурге - это фирмы-середняки со складскими остатками от 1,5 тыс. до 4 тыс. тонн. Процентов 15 составляют так называемые метатели, перекупщики, у которых нет своего склада. Это либо посредники советского времени, которые не смогли войти в реальный бизнес, либо талантливая амбициозная молодежь, которая не имеет своего капитала, но хочет самостоятельности.

Практика показывает, что средняя фирма-метатель, если не находит внешний источник оборотного капитала, умирает в среднем за полгода. Срок жизни фирмы-середняка до последнего времени был значительно больше, однако сейчас они все заметнее уступают рынок лидерам, имеющим больше возможностей подстраиваться под требования клиентов.

При этом в числе ведущих игроков регионального рынка большинство уже составляют сбытовые подразделения крупных металлургических компаний и местные представительства общенациональных сетевых торговцев. Да и сами производители тоже не отказываются от прямых продаж, особенно когда речь идет о стратегических партнерах, которые делают регулярные крупные закупки.

Независимые металлотрейдеры, на долю которых остается в основном средний и мелкий покупатель, уже не скрывают, что жестко конкурируют друг с другом за конечного потребителя. Изначально явным признаком этой конкуренции было расширение спектра услуг, оказываемых компаниями, сегодня некоторые из них переходят на гибкий график работы, в том числе заявляя о готовности обрабатывать заказы круглосуточно.

Оправданность создания так называемых металлических супермаркетов, работающих день и ночь и предоставляющих самый разнообразный сервис, вплоть до сложного инженерного консалтинга, обсуждают уже вполне серьезно.

По словам Владимира Черкашина, сегодня считается хорошим тоном, когда торговая компания идет навстречу покупателю как в вопросе схемы оплаты, так и при определении сроков вывоза купленных изделий. `К примеру, среди наших клиентов есть владельцы спортивных команд, занимающихся автомобильными гонками. Максимальный заказ, который они могут себе позволить, по нашим нормам считается минимальным, но даже для такого количества труб у спортсменов нет складских помещений. Мы находим возможность войти в их положение и разрешаем держать выкупленные трубы на своем складе. Это и дружеский жест по отношению к постоянному партнеру, и небольшая помощь спорту`, - рассказал директор `Санеста-Металл`. Как показывают исследования клиентов труботорговых компаний, проведенные `Санеста-Металл` (в опросе участвовали представители фирм, ежегодно закупающих труб на 50-200 тыс. руб.: эта группа потребителей считается наиболее перспективной), ключевыми факторами, которые влияют на процесс принятия решения о покупке, считаются наличие товара на складе и скорость поставки, а также цена.

`Мы научились разъяснять клиенту, что сам по себе прайс-лист не истина в последней инстанции, что цена далеко не всегда может служить основным критерием выбора, - пояснил Владимир Черкашин. - Сегодня не менее важными условиями, чем стоимость заказа, являются качество изделий, сроки выполнения и гибкость схемы оплаты`. По словам директора петербургского филиала компании `ТиссенКрупп Материалс` Андрея Зацарина, металлоторговцы все сильнее стремятся к универсальности, чтобы клиент мог купить все необходимое на одном складе.



Спрос

с оглядкой

Несмотря на существенный скачок цен в прошлом году, потребление металлопродукции в России продолжает расти, причем если раньше его стимулировали в основном топливные и строительные компании, то за последнее время все заметнее становится роль высокотехнологичных производств. Так, по официальным данным, в настоящее время доля машиностроения и металлообработки в объеме промышленной продукции петербургских предприятий превышает 35%. В ближайшее время предусматривается серьезная модернизация ряда производств. Все это так или иначе будет стимулировать и региональный металлорынок.

Одновременно достаточно существенные подвижки идут и в сфере замещения ряда металлических изделий аналогами из других материалов.

В наибольшей степени это ощущается на трубном рынке. `Полагаю, если бы металл был дешевле пластика, то потребители и дальше предпочитали бы металлические трубы. Но поскольку цены в настоящее время сравнялись, а в пользу пластика говорят и его несомненные преимущества - долговечность, экологичность, то потребление пластиковых труб растет. Потому мы думаем, что спрос на металлические трубы будет и дальше снижаться`, - пояснил в интервью `Экономике и времени` руководитель одной из петербургских металлоторговых компаний.

Зато в автомобильной промышленности, машиностроении и строительстве потребление металла растет. Здесь полимерные материалы конкуренции не составляют, напротив, появляются новые типы сталей.

Отечественные же металлургические комбинаты пока могут похвастаться лишь расширением сбыта традиционных изделий и начавшейся оптимизацией бизнеса. В принципе и это немало, по сравнению с последним десятилетием прошлого века, когда гиганты российской индустрии вообще стояли на грани вымирания, однако успешная игра в условиях глобального рынка требует гораздо большего.

Поэтому от того, насколько быстро крупнейшие производители смогут перестроить свои предприятия на современный лад, зависит облик российского рынка металлоизделий в ближайшем будущем.
Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru