В Санкт-Петербургской ассоциации совместных предприятий (АСП) выделяют три главных условия улучшения инвестиционного климата: принятие инвестиционного кодекса города, адаптация российских предприятий к требованиям зарубежных компаний, создание эффективного механизма взаимодействия бизнеса и власти
Сегодня петербургские компании с иностранными инвестициями формируют около 48% валового регионального продукта. По словам президента Санкт-Петербургской АСП Николая Сивача, 10-12 лет назад таких компаний не было. Сейчас из 10 крупнейших налогоплательщиков в городской бюджет 6 - это предприятия с иностранными инвестициями.
Однако дальнейший рост числа и развитие компаний с иностранными инвестициями сдерживают несовершенство законодательной базы, непредсказуемость отношений бизнеса и власти. Прежде всего это касается представителей малого и среднего бизнеса. По оценкам специалистов АСП, подобная нестабильность может привести к снижению деловой активности и темпов развития экономики не менее чем на 2-2,5% в год.
Для привлечения инвесторов в Петербурге разработан инвестиционный кодекс города. Предполагается, что он будет принят Законодательным собранием в марте-апреле. Первое чтение проекта кодекса прошло в ЗС
27 октября 2004 года. В проект предлагают внести уже более 200 поправок.
Принятие кодекса, считает директор по развитию АСП Сергей Очкивский, станет прецедентом для создания кодифицированного свода законов на уровне региона, а кроме того, ознаменует собой появление нового вида права - инвестиционного. Предполагается, что инвестиционный кодекс Петербурга станет договором между властью города и бизнесом, который обеспечит неизменность условий для бизнеса вне зависимости от смены власти.
Важными моментами представители Петербургской АСП называют сохранение налогового режима с начала финансирования инвестиционного проекта на весь период его окупаемости, невозможность национализации инвестиций без возмещения государством убытков участникам проекта. Как отмечает С. Очкивский, принятие регионального инвестиционного кодекса должно стать первым шагом к упорядочиванию законодательства по инвестициям и на федеральном уровне.
Генеральный директор компании `Элкотек` Андрей Коржаков считает, что недостатки действующего законодательства создают для зарубежных и совместных предприятий трудности в создании производств на территории города.
С этим не согласен генеральный директор фонда поддержки промышленности Владимир Стряпин. По его мнению, в городе для создания инвестиционно привлекательного климата делают достаточно много. Наиболее актуально решение другой проблемы - обеспечение взаимодействия российских и зарубежных производителей. В Петербурге много структур, которые могут размещать заказы на предприятиях города. Однако сами предприятия не готовы к их выполнению, поскольку их производства не отвечают современным требованиям. Эту проблему можно решить, реализовав инвестиционные программы модернизации производства, в том числе привлекая кредитные средства.
Так, в Петербурге разработан международный проект модернизации российских предприятий по производству комплектующих для автомобильной промышленности `Российский Детройт`.
При высоких темпах развития иностранных автомобильных компаний, собирающих машины на территории России, в стране недостаточно предприятий, производящих комплектующие. Между тем по условиям соглашений, заключенных с региональными и федеральными властями, иностранные компании должны в течение 2 лет локализовать свое производство в России, то есть сборка должна быть на 50% российской.
В прошлом году на российском рынке было продано около 400 тыс. новых легковых автомобилей зарубежных брэндов, и только одна треть из них была собрана в России. Впрочем, количество собираемых в России иномарок неуклонно растет: в 2003 году - 11 тыс., в 2004-м - уже 128 тыс.
Главная цель проекта `Российский Детройт` - техническое и технологическое переоснащение предприятий для выпуска продукции, соответствующей международным стандартам качества. Для того чтобы развивать эту отрасль в Петербурге, нужно повысить уровень финансового оборота в городе, обеспечив через 4-6 лет объем доходов в бюджет в размере 9-15 млрд руб. Причем все предприятия должны быть созданы с нуля. Если это случится, то Петербург может стать основным поставщиком автомобилей, комплектующих и запчастей.
В рамках реализации проекта `Российский Детройт` предполагается, с одной стороны, привлечь в город крупных зарубежных производителей, а с другой - поставлять им комплектующие для сборки машин.
Сегодня в России работает 7 производителей автомобилей: `БМВ`, `ДЭУ`, `Форд Мотор Компани`, `Дженерал Моторс`, `Хюндай`, `КИА` и `Рено`. Если вторжение иностранных производителей на российский рынок продолжится, то к 2010 году их доля может достигнуть 40%. |