Металлоторговцы начинают повышать цены. К этому их подталкивают и глобальные тенденции, и начинающийся сезон повышенного спроса на региональном рынке
Согласно результатам маркетинговых исследований в Петербурге и Ленинградской области ежемесячно реализуют 3-5 тыс. тонн металлических труб (не считая изделий из цветных металлов) и около 40 тыс. тонн металлопроката. Оба рынка считаются перегретыми, и конкуренция постоянно обостряется.
Расстановка сил такова: самый крупный сегмент контролируют 3-4 ведущие фирмы, следом за ними идут 10-15 средних операторов, остальных клиентов делят между собой 30-40 незначительных компаний. Такое положение аналитикам кажется вполне естественным, и, скорее всего, глобальных перемен ожидать не приходится.
Следует также отметить, что региональный рынок в основном удерживают местные операторы, которые в то же время не слишком заметны в национальном масштабе. Как следует из наиболее авторитетного в профессиональном сообществе рейтинга журнала `Металлоснабжение и сбыт`, посвященного производителям и трейдерам черных и цветных металлов, на российском рынке безоговорочно доминируют московские компании.
Одновременно петербургские компании вынуждены устанавливать цены на металлоизделия, сообразуясь не только и даже не столько с емкостью и потребностями своего рынка, сколько с учетом внешних тенденций. Еще в конце 2004 года, когда торговцы определяли тенденции на ближайшие месяцы, спектр прогнозов был широк - от нового скачка цен до их падения, поскольку мировой трубный рынок перегрет.
Четко сформулировать, что будет на самом деле, никто не решался, потому большинство готовились к мобильному переходу от одного сценария к другому.
Сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что рынок ждет существенное, сопоставимое с прошлогодним, повышение цен, причем обусловлено оно будет не столько внутренними, сколько внешними обстоятельствами.
- Поскольку мы входим в огромный мировой холдинг, то определяем свою ценовую политику с учетом мировых цен, - пояснил генеральный директор петербургского филиала компании `ТиссенКрупп Материалс` Андрей Зацарин. - По нашим оценкам, ситуация будет развиваться в сторону повышения цен. В частности, Новолипецкий металлургический комбинат уже объявил о подорожании своей продукции в марте примерно на 1%. По некоторым данным, `Северсталь` и Магнитогорский металлургический комбинат намерены поднять цены примерно на 2%. Значительных излишков, по моим сведениям, у тех компаний, которые нормально наладили сбыт, нет. К тому же в нынешнем году основной мировой потребитель металла - страны Азии, в том числе Китай, предположительно закупят металла больше, чем в прошлом году. Есть все предпосылки удорожания сырья для металлургов. Для нашего регионального рынка это будет означать подорожание от 10% в год. Рост цен на трубы уже произошел в начале года и, скорее всего, продолжится летом. Тем более что сейчас начинается сезон, период резкого повышения спроса.
Дополнительной нервозности рынку придает ситуация в Украине. До последнего времени Россия оставалась главным внешним рынком для местных металлопроизводителей. Но сейчас многие ожидают, что со сменой власти может произойти изменение и рыночной стратегии. Вопрос в том, как скоро и в какой форме это случится. Известно, что, пока власть в Киеве принадлежала лояльным к России политикам, одной из самых весомых наград за верность был льготный режим для украинских металлоизделий на нашем рынке.
Отечественные производители, понятное дело, были не в восторге от этого, но интересы большой политики в любом случае стояли на первом месте. Победа на президентских выборах Виктора Ющенко, как ожидается, вполне логично должна привести к пересмотру российским руководством условий присутствия украинских металлургов на нашем рынке. С другой стороны, поспешная поездка нового главы Украины сразу после инаугурации в Москву усиливает интригу: не о стратегических ли экспортных вопросах в том числе шел разговор?
По мнению участников рынка, оставаться чисто трубным дилером становится все труднее и труднее: объем продаж металлических труб на сегодня составляет 7-8% от рынка металлоизделий. Практически все компании, в свое время начинавшие как дилеры трубных заводов, активно занимаются и продажами металлопроката, а некоторые в освоении смежных отраслей идут еще дальше. К примеру, компания `Санеста-Металл` в прошлом году обзавелась собственным производством пластиковых труб, освоив смежный достаточно быстро растущий сегмент.
Из существенных событий, которые так или иначе могут отразиться и на местном рынке, следует отметить одно, активно обсуждавшееся в конце 2004 года: возможное слияние `Первоуральского новотрубного завода` и `Челябинского трубопрокатного завода`, каждый из которых располагал собственной системой сбыта. Сегодня объединение двух мощных производств - свершившийся факт, что же касается двух сбытовых сетей, то они, по всей видимости, и дальше будут работать самостоятельно. Обозреватели видят в этом, прежде всего, еще один стимул для конкуренции между крупнейшими дилерами. |