Седьмого июля состоялась последняя перед каникулами депутатская сессия, прозвучали последние речи и были приняты последние судьбоносные законы. За десять месяцев, с 1 сентября 2003-го, в Большом зале прошло 49 заседаний, где народные избранники утвердили свыше 170 законов, около 80 решений и с полторы сотни постановлений, что, по словам г-на Тюльпанова, представляет собою абсолютный рекорд, по сравнению с продуктивностью любого предыдущего периода.
Важна и содержательная сторона: на редкость незначителен поток документов, возвращенных из Смольного в Мариинский дворец, причем основная часть таких бумаг связана с временной администрацией Александра Беглова. Теперь же царит новый уровень взаимоотношений и взаимопонимания: высшее должностное лицо почти не налагает вето `по нецелесообразности`, а всегда предварительно согласовывает вопрос с депутатами.
Чуть позже, на другом брифинге, это подтвердила и Валентина Матвиенко, указав также, что в совместном плане работы на 2004-2005 годы определены приоритеты поступательного движения северной столицы.
Вице-спикер Юрий Гладков отметил, что структура Собрания довольно устойчива: оба комитета (по законодательству и бюджетно-финансовый), семь постоянных и десять профильных комиссий функционируют стабильно, а подавляющее большинство фракций заявило о своей четкой партийной принадлежности. Это позволяет лучше подготовиться к предстоящему изменению избирательного законодательства.
На пресс-конференции прозвучало: Собрание потому не торопится с утверждением закона о выборах в ЗС, что не все доведено до ума на федеральном олимпе. Например, Владимир Жириновский сообщил в приватной беседе: в Госдуме уже лежит законопроект о формировании нижней палаты парламента по партийным спискам. Поэтому, пояснили лидеры ЗС, нет смысла спешить, деля петербургское Собрание на две равновеликие доли: 50% - мажоритарники и 50% - партийцы. Не исключено, что на берегах Невы будет использована обновленная думская матрица.
Председатель комитета по законодательству ЗС Петербурга Игорь Михайлов отметил: работа депутатского корпуса стала четче, строже и деловитее. Юридические акты, посвященные реформе ЖКХ, свидетельствуют о готовности депутатов принимать непопулярные, но жизненно необходимые решения. Опыт освоения инвестиций Водоканалом, поставляющим нам качественную воду, надо учесть и в прочих бытовых сферах. Вообще же городу нужна программа социально-экономического развития.
Сессия закончилась на оптимистической ноте. Вероятно, с нее же она и возобновится в начале сентября. Но за победными рапортами, за анализом трудностей и недостатков следует видеть и более глубокие, более серьезные процессы. Информированная публика шепчется по углам о неизбежных переменах в системе государственного устройства, кои затронут и Петербург. Так, рассуждают о грядущих усилиях по слиянию Петербурга и Ленинградской области (в свете федерального проекта о тройном сокращении количества самостоятельных субъектов Федерации - с 89 до 28).
Судачат о предположительном переносе выборов в Собрание на восемь месяцев - с апреля 2007-го на декабрь, что совместит их с очередной думской кампанией и сбережет немалые деньги. По слухам, Кремль, уставший от бесконечных электоральных игр, горячо приветствует сию задумку, тем паче что российский закон разрешает депутатам всех `степеней` занимать свое кресло в течение пяти лет. Но в таком случае, естественно, придется опять корректировать петербургский Устав. Не забыта и партийная тема: очевидно, с осени наберет разбег прокремлевская Социалистическая единая партия, и Мариинский дворец (как и Госдума) может обогатиться еще одной фракцией.
Словом, элита все больше и больше руководствуется принципами прагматизма и целесообразности. А это всегда, и особенно в сложные переходные эпохи, ведет к усилению чиновно-административного элемента при одновременном ослаблении парламентской составляющей, в том числе на местах, в провинции.
Добрые отношения между командой губернатора и депутатским корпусом в Северной Пальмире характеризуются невиданным ростом смольнинского могущества и отходом законодательной власти на политическую обочину. Это вытекает из логики и потребностей нынешнего исторического этапа - поры авторитарной консолидации.
|