Для Мурманска как исконно портового города уже несколько лет вопрос захода судов в родной порт - довольно болезненный. В настоящее время из более чем 600 рыбопромысловых и маломерных судов, приписанных к Мурманскому морскому рыбному порту, только около 40 регулярно заходит в порт Мурманск для сдачи продукции морского промысла и междурейсового технического обслуживания. Подавляющее большинство мурманских рыбаков предпочитает совершать все эти операции за границей, как правило, в Норвегии
Главные причины такого положения дел заключаются в том, что часть судов после покупки за рубежом не ввозилась и не выпускалась в свободное обращение на территории России, другая часть работает на условиях бербоут-чартера, а еще часть ранее вывезенных судов подвергалась за рубежом операциям по модернизации и капитальному ремонту. Как известно, заход таких судов в российский порт приведет к значительным затратам судовладельцев по уплате таможенных пошлин и сборов. Именно плата за ввоз приобретенного или отремонтированного за границей судна уводила их обратно за границу, ведь ввоз непосредственно продукции морского промысла, выловленной и/или произведенной российскими судами, не облагается таможенными пошлинами.
В сентябре 2003 года правительством России была одобрена Концепция развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года. В ней закреплено одно из базовых направлений развития российского рыболовства - `создание условий для стимулирования продажи рыбных товаров на территории РФ, захода российских рыбопромысловых судов в отечественные порты для выгрузки рыбной продукции на береговые перерабатывающие предприятия... дальнейшее развитие производственной инфраструктуры рыбного хозяйства (порты, судостроение, судоремонт, сетеснастное, тарное производства и др.)`.
В число структур, призванных создавать эти самые условия, входит и таможенная служба. В Мурманске, похоже, нашли способ создать такие условия путем образования на территории порта свободной таможенной зоны (СТЗ). По крайней мере, разработчики проекта - Мурманский морской рыбный порт, администрация области и Мурманская таможня именно в этом видят выход из создавшегося положения в рыбной отрасли. Причем выход экономически и юридически обоснованный.
По мнению специалистов, создание СТЗ, несомненно, будет способствовать реализации правительственной концепции. В Мурманске уже создан организационный совет по созданию СТЗ, в состав которого входят представители всех вышеперечисленных организаций. Пока не вступил в силу Федеральный закон, регулирующий правоотношения по установлению и применению таможенного режима СТЗ, правовой базой проекта является вступивший в силу с этого года Таможенный кодекс РФ, в котором предусмотрено действие этого экономического таможенного режима.
На сегодня в Мурманской области есть все необходимые условия для свободной экономической зоны с таможенным режимом СТЗ: и подходящая территория - вторая причальная линия 2-го грузового района рыбного порта, и наличие производственных мощностей порта, и прямой выход к транспортным магистралям, и развитая коммерческая инфраструктура по обслуживанию СТЗ, и наличие квалифицированного персонала. Более того, территория рыбного порта локализована в пределах охраняемого периметра, имеет особый пропускной режим, на нее распространяется таможенный и пограничный контроль, она является зоной таможенного контроля. Проект также предусматривает дополнительное инфраструктурное обеспечение по обустройству административных помещений для таможенных органов и административного аппарата СТЗ.
С созданием свободной таможенной зоны привлекательность Мурманского рыбного порта для захода судов значительно возрастет. Практически полностью исчезнут проблемы с проведением некоторых таможенных операций, появится возможность захода в порт у бербоут-чартерных, вновь купленных и модернизированных судов. Как следствие - снизится себестоимость рыбного сырья, что позволит увеличить объемы береговой рыбопереработки, увеличится нагрузка и на судоремонтные предприятия.
Таможенные специалисты не сомневаются, что данные условия будут интересны не только российским, но и иностранным судовладельцам, что также позитивно скажется на развитии инфраструктуры порта. Предполагаемый годовой экономический эффект после создания СТЗ, по предварительным подсчетам, составит около $100 млн. Эта цифра значительно превышает те таможенные платежи, которые поступают в государственный бюджет при заходе отремонтированных и вновь закупленных за границей морских судов - в разные годы от $3 млн до $8 млн. При этом важно учитывать, что возрастет и объем выпускаемой для внутреннего потребления рыбопродукции, в том числе прошедшей глубокую переработку.
Сегодня специалисты, в том числе и таможенные, разрабатывают технико-экономическое обоснование свободной таможенной зоны на территории Мурманского морского рыбного порта. Теперь дело за правительством России, только по решению которого возможно осуществление этого проекта. Забегая вперед, можно добавить, что на уровне российского правительства уже идут предварительные консультации, в ходе которых найдено понимание значения проекта как для развития нашего региона, так и для государственного бюджета. И это обстоятельство вселяет большие надежды, что и закон соответствующий примут, и проект свободной таможенной зоны не останется на бумаге. А значит, и рыбная отрасль Кольского Заполярья вдохнет свежего воздуха свободной таможенной зоны и получит еще один шанс на жизнь, на развитие, на былую славу.
|