- Говоря о продуктивном и общественно значимом нормотворчестве, я хотела бы, прежде всего, остановиться на месте профессиональных юристов в системе власти. Иногда (и, положа руку на сердце, справедливо) люди сетуют, что одобряемые законы малопонятны и запутанны, поэтому приходится прибегать к платным услугам юрисконсультов, работающих на предприятиях, в учреждениях и коммерческих фирмах, для точного толкования того или иного официального документа. Между тем законы и другие акты должны быть в принципе ясны после разового ознакомления.
Но такая сквозная прозрачность не рождается в одночасье, особенно в сложный переходный период. Наша противоречивая эпоха требует определить, что же первично: государство или право? Юрист ли покорно выражает волю политической элиты, оформляя ее в целесообразном и верноподданном законе, или, наоборот, сам закон (справедливый и безупречный!), выходящий из-под пера юриста, закладывает основы государственного устройства и чеканит правила игры для власти?
- Ну и как, Анна Владимировна, решить сей гамлетовский вопрос?
- Только на практике методом неизбежных проб и ошибок. Методом обретений и наработок. Не случайно в рамках городской администрации существует Юридический комитет, где задействованы 42 сотрудника. Это придает всей управленческой деятельности более конкретный и многогранный характер, ощутимо приближает ее к жизни.
Без крепких юристов - никуда, и любому документу, исходящему от власти, как воздух, нужен непременный `экспертный эскорт`: тщательный анализ и грамотное нормотворчество. То есть составляющие, которые вбирают в себя и частицу внутреннего мироощущения специалиста, и толику его служебной ответственности. И вот тут маленькая ремарка.
Обратите внимание: богиню правосудия Фемиду с античных времен изображают с плотной повязкой на глазах и весами в руке. Однако почему и ради чего она, ведающая всей земной правдой, призвана всегда закрывать глаза? Пожалуй, когда дело касается вины или невиновности отдельного человека либо группы лиц - это вполне приемлемо. Но когда доходит до написания `бумаг`, затрагивающих интересы миллионов людей, то божественные очи - уверена! - должны быть открыты едва ли не круглосуточно...
- И что же, позвольте спросить, увидят они под сводами Смольного?
- Главным образом, структурную реформу в Юридическом комитете. Недавно мы поделили его на четыре крупных `квадрата`, специализирующихся по конкретным стержневым темам. Бюджетно-финансовый сектор подводит правовой фундамент под налоговую политику и механизмы ценообразования. Сектор имущественных отношений занимается тем же применительно к городской собственности - земле, государственным унитарным предприятиям, автономным некоммерческим организациям, жилищному фонду.
Отдел правоотношений в сфере капитального строительства и реконструкции законодательно `окучивает` инвестиционный процесс на берегах Невы. А его юридический собрат, надзирающий за государственным строительством, не обходит стороной органы власти, муниципальные советы, госслужбу (управленческий аппарат), следит за избирательной системой. После таких подвижек заметно расчистилось малое `конституционное поле`, прекратились бессмысленные блуждания по кабинетам, люди стали понимать, с чем и куда следует идти.
Но это, естественно, не все. Качественному улучшению работы не помешало бы второе высшее - экономическое - образование всех юристов, особенно тех, кто по роду занятий связан с хозяйственной тематикой. Кроме того, надо углубить специализацию: важно не просто `забронировать` для правоведов нишу в различных профильных комитетах, а создать там полноценные звенья, командующие всей нормотворческой частью. Причем наш комитет сохранит роль генерального куратора, который будет объединять и упорядочивать общие усилия и старания.
- Каковы реальные перспективы такого курса?
- Думаю, что возрастет удельный вес юридических служб и самих юристов как госслужащих. Недаром есть президентский Указ от 8 мая 2001 года, уточняющий их место в органах власти. Ни к чему изобретать велосипед, ибо накоплен богатый мировой и отечественный опыт: юристы должны находиться на особом, чуть ли не привилегированном, положении, должны быть тесно связаны - через право доклада - с руководством своего ведомства, неся за каждый акт ответственность, солидарную с его авторами. В Смольном уже выстраивается такая связка, и Валентина Ивановна Матвиенко обращает огромное внимание на умелую юридическую огранку наших документов.
Сейчас, например, часто говорят о структуре региональных органов власти. Петербургский закон, принятый еще в 1995-м, почти не менялся, тогда как общероссийские нормативы серьезно обновились. Напомню, что сделано трехуровневое `золотое сечение` - министерства, службы и агентства. Нечто подобное намечено и в субъектах Федерации, в том числе в Петербурге, где возникнет цепочка: комитеты - службы - инспекции.
Но сначала необходимо определить, что значит отрасль управления как таковая, а заодно установить отраслевую компетенцию внутри целостной административной системы. Все пустоты, все лакуны надлежит заполнить правовым `цементом`, не оставив ни белых пятен, ни черных квадратов.
- К какому объекту придется подвозить `стройматериалы` в первую очередь?
- Скорее всего к поправкам в обширную юридическую базу Петербурга. Так, скажем, у нас избыток `бумаг` по налоговой тематике, но явный недостаток - по социальной. Весьма неравномерны `статьи` по разным аспектам имущественного права. Эти диспропорции надо устранить, и как можно быстрее. Вот почему мы планируем составить концепцию развития регионального законодательства, которая создаст рамочный фон и надежную основу для наработки нового, обобщающего `уложения` северной столицы.
|