Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

От бюджета до бюджета - ЭиВ N 18 (505)
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
От бюджета до бюджета
No. 18 (505) 17.05.2004
Владимир ПЕТРОВ
Ленинградская область готовится к финансовым перегрузкам
С приближением лета в Ленобласти вновь остроактуальной стала бюджетная тема. Правительство отправило на утверждение в Законодательное собрание исполненный областной бюджет 2003 года. Одновременно в комитете финансов приступили к анализу особенностей формирования бюджета будущего года, определению его параметров. Выводы и прогнозы, которыми поделился с участниками совещания в правительстве области вице-губернатор Александр Яковлев, оказались далеки от оптимистических



- Александр Иванович, помнится, в прошлом году отчет об исполнении областного бюджета-2002 был принят в ЗС только осенью. Ожидается ли подобная жесткая полемика с законодателями и сейчас?

- За прошедший год мы многое сделали для налаживания конструктивного сотрудничества с ЗС. Учтены претензии и пожелания законодателей, исполнение бюджета стало более прозрачным. Руководители комитета финансов стали активнее взаимодействовать с постоянными депутатскими комиссиями, в том числе с профильной комиссией по бюджету и налогам.

Основной финансовый закон области приведен в соответствие с новыми требованиями Налогового и Бюджетного кодексов, на что обращала внимание контрольно-счетная палата. Все это позволяет рассчитывать на взаимопонимание исполнительной и законодательной ветвей власти в ходе принятия закона об исполнении бюджета-2003.

- Внесены ли какие-либо изменения в показатели представленного в ЗС документа?

- Да, при окончательной доводке параметров уменьшился дефицит областного бюджета до 739,95 млн руб. Это на 474,3 млн руб. ниже первоначальной расчетной цифры. В то же время доходы увеличились на 4 млрд руб., по сравнению с планом, что указывает на динамичный рост экономического потенциала.

С учетом тех сложностей, с которыми мы столкнулись при перераспределении табачных акцизов из областной в федеральную казну и отмене ряда налогов, результат можно считать достойным. На финише года у нас был даже шанс сбалансировать доходы и расходы бюджета. Но по предложению губернатора было принято решение стратегического характера - направить, не откладывая, значительные средства на реализацию важнейшего проекта газификации и адресной программы строительства.

- Одним словом, пока нарастания бюджетного дефицита не произошло. Однако в вашем выступлении о перспективах бюджета на 2005-й и ближайшие годы звучала откровенная тревога. Чем это объяснить?

- У нашей области хороший запас прочности, как у надежного корабля. Но всякий корабль имеет предельный грузовой тоннаж, превышать который нельзя. Кажется, у Ильфа и Петрова есть рассказ о том, как одного ретивого общественника перегрузили поручениями и тот, образно говоря, пошел ко дну.

Ситуация сейчас складывается так, что Центр все активнее под не вызывающим возражений лозунгом разделения функций отказывается от финансовой поддержки ряда важных региональных проектов.

Возьму такой крупный и приоритетный для нас вопрос, как финансирование строительных работ из областного Дорожного фонда. С ростом экономики растут и транспортные, в том числе транзитные грузопотоки. Как следствие, дорожные покрытия не выдерживают. Их надо восстанавливать, прокладывать новые. Нужны многокилометровые обходные трассы. А Центр все меньше и меньше средств направляет на эти цели.

На недавнем заседании правительства России этот вопрос наконец-то всплыл. Выяснилась, к примеру, странная позиция руководства Минфина, которое почему-то полагает: бюджеты субъектов имеют достаточно собственных средств. Ее оспорили некоторые министры. Так, один из них прямо заявил, что в течение 5 лет по вине Минфина уменьшилось финансирование дорожного строительства.

Как известно, в апреле российское правительство одобрило концепцию реформирования бюджетного процесса в стране. В ней есть важные положения, в частности связанные с формированием бюджетов не от достигнутого, а по программно-целевому принципу, ориентацией их на среднесрочное планирование, переходом от финансирования бюджетных учреждений к финансированию бюджетных услуг.

Ленобласть уже несколько лет активно программирует свое развитие на среднесрочную перспективу. У нас реализуются десятки, притом часто взаимоувязанных, целевых программ, разрабатываются финансовые планы на трехлетние периоды. Тут мы оказываемся в фарватере федеральной концепции.

Но принципиальной составной частью обновляемого бюджетного процесса станет федеральный закон с внесенными в него изменениями, который предусматривает разграничения полномочий органов власти, в частности в вопросах совместного ведения. Вот где действительно собака зарыта! Есть в этом законе статья, которая более сорока функций прежде совместного ведения теперь перекладывает на бюджеты субъектов Федерации. А Центр умывает руки.

- Так это разграничение полномочий или их передача? И когда закон вступит в силу?

- Получается, как с Дорожным фондом: нам передают функции, не передавая во многих случаях средства для их реализации. Весь этот передаточный механизм заработает с начала будущего года. Что больше всего тревожит: федеральные власти снимают с себя ответственность за финансовое обеспечение ряда социальных проблем.

Необходимо, чтобы люди знали, в каком трудном положении скоро окажутся субъекты Федерации. Пострадать в результате могут жители многих регионов.

- Какие социальные функции дополнительным бременем лягут на областной бюджет?

- Государство отказывается от участия в выплате пособий гражданам, имеющим детей. А ведь это не только социальный, но и демографический проект. Некоторые эксперты считают, что к середине века население страны может уменьшиться до 105-110 млн человек! Мы обязаны стимулировать рождаемость. Теперь эта задача будет полностью возложена на бюджеты субъектов РФ. Непонятно: она, что, носит межрегиональный, а не общегосударственный характер?

Центр оставил за собой финансирование положений Федерального закона `О ветеранах`. Однако тут есть нюансы. Он не будет финансировать льготы, предоставляемые ветеранам труда, и возмещать расходы по льготам на жилищно-коммунальные услуги. Последняя из статей расходов - самая тяжелая. И финансовую нагрузку, как считают в Центре, должны взять на себя бюджеты субъектов РФ.

Ожидаются серьезные изменения в финансировании образования. Областному бюджету придется выделять муниципальным образованиям субвенции не только на выплату зарплаты и дополнительных начислений работникам учебных заведений, но и на приобретение технических средств, расходных материалов, на хозяйственные нужды.

По сути, все, кроме расходов на коммунальные услуги и содержание зданий, предстоит финансировать из областного бюджета. В перечень наших полномочий включены предоставление детям начального, а молодежи - среднего профессионального образования и другие задачи, требующие немалых расходов. А ведь областной бюджет не резиновый.

- Но федеральное участие в финансировании отраслей социальной сферы и некоторых категорий населения определено рядом действующих нормативных актов. Как тут быть?

- Готовятся соответствующие поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам. Будут внесены изменения в 150 федеральных законов, предложены к отмене 35 законодательных актов. Особых проблем, полагаю, не возникнет, а протесты с мест, как обычно, ветер унесет в сторону.

Мне о другом хочется сказать. У Ленобласти и без того социально напряженный бюджет. В нынешнем году, по сравнению с предыдущим, социально значимые расходы возрастут в 1,5 раза. Ежегодно на треть увеличиваем зарплату бюджетникам. В прошлом году взяли на себя и финансирование зарплаты работников дошкольных учреждений, установили несколько социальных пособий.

Из нашего бюджета было профинансировано строительство 10 школ и объектов здравоохранения. Стали приобретать жилье для бюджетников, а недавно на долевых условиях включились в проект `Жилье для молодежи`.

Но критическая масса финансовых нагрузок на бюджет, которую сейчас инициирует Центр, опасна, чревата неприемлемым ростом бюджетного дефицита. А если говорить не столько о Ленобласти, сколько о российских субъектах, то не исключаю: на территориях могут возникнуть перекосы в сторону свертывания социальных программ и усиления коммерциализации социальных отраслей.

- Что вы имеете в виду?

- Если субъекту РФ будет не под силу тянуть сильно потяжелевший социальный груз, он будет сокращать статьи расходов. Где-то откажутся от детских пособий, где-то - от финансирования школьных материальных затрат. В каких-то субъектах РФ придется отключать некоторые социальные отрасли от бюджетного финансирования. А это и означает их переход к самофинансированию, к развертыванию коммерческой деятельности.

Зато Минфин РФ будет ежегодно гордо представлять в Госдуму федеральный бюджет с мощным профицитом, символизирующим полный ажур в финансовых делах страны.



Другие материалы рубрики
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
26.07.21Для кого этот город?
Петербург переживает не лучшие времена. Мы еще не можем полноценно говорить о том, что вступили в посткарантийный период, городской бюджет не оправился от последствий введения ограничительных мер по COVID-19, не преодолели их ни бизнес, ни сами люди. На этом фоне в городе один за другим вспыхивают скандалы. И общий градус недовольства жителей постоянно растет.
27.04.17Кировский завод посетил Геннадий Зюганов
Председатель ЦК Компартии России, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе РФ Геннадий Зюганов 26 апреля с группой депутатов в рамках рабочего визита в Санкт-Петербург посетил Кировский завод.
09.02.17Сергей Миронов считает абсурдной идею слияния крупнейших библиотек Москвы и Петербурга
Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель парламентской фракции "СР" Сергей Миронов подверг сегодня жесткой критике идею объединения крупнейших библиотек двух столиц – Российской государственной библиотеки в Москве и Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.
03.02.17Сергей Миронов подверг критике пенсионную политику правительства
Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель парламентской фракции "СР" Сергей Миронов сегодня на брифинге в Санкт-Петербурге подверг критике решения правительства в пенсионной сфере. В частности, единовременная выплата в 5 000 рублей не способна заменить полноценную индексацию пенсий, уверен лидер СР.
03.02.17Сергей Миронов напомнил, что он петербуржец
Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель парламентской фракции "СР" Сергей Миронов в ходе рабочего визита в Санкт-Петербург провел вчера серию встреч с жителями города и ответил на вопросы журналистов.
25.01.17Сергей Миронов: СР предлагает расширить использование средств дорожных фондов
Думская фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" планирует инициировать поправку в Бюджетный кодекс об использовании средств дорожных фондов на строительство дорог к школам и поликлиникам. Об этом руководитель фракции Сергей Миронов сообщил сегодня парламентским журналистам.
15.03.10Ремонт, которого не было
В Калининграде возбуждено уголовное дело по факту нецелевого использования средств из областного бюджета
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru