С приближением лета в Ленобласти вновь остроактуальной стала бюджетная тема. Правительство отправило на утверждение в Законодательное собрание исполненный областной бюджет 2003 года. Одновременно в комитете финансов приступили к анализу особенностей формирования бюджета будущего года, определению его параметров. Выводы и прогнозы, которыми поделился с участниками совещания в правительстве области вице-губернатор Александр Яковлев, оказались далеки от оптимистических
- Александр Иванович, помнится, в прошлом году отчет об исполнении областного бюджета-2002 был принят в ЗС только осенью. Ожидается ли подобная жесткая полемика с законодателями и сейчас?
- За прошедший год мы многое сделали для налаживания конструктивного сотрудничества с ЗС. Учтены претензии и пожелания законодателей, исполнение бюджета стало более прозрачным. Руководители комитета финансов стали активнее взаимодействовать с постоянными депутатскими комиссиями, в том числе с профильной комиссией по бюджету и налогам.
Основной финансовый закон области приведен в соответствие с новыми требованиями Налогового и Бюджетного кодексов, на что обращала внимание контрольно-счетная палата. Все это позволяет рассчитывать на взаимопонимание исполнительной и законодательной ветвей власти в ходе принятия закона об исполнении бюджета-2003.
- Внесены ли какие-либо изменения в показатели представленного в ЗС документа?
- Да, при окончательной доводке параметров уменьшился дефицит областного бюджета до 739,95 млн руб. Это на 474,3 млн руб. ниже первоначальной расчетной цифры. В то же время доходы увеличились на 4 млрд руб., по сравнению с планом, что указывает на динамичный рост экономического потенциала.
С учетом тех сложностей, с которыми мы столкнулись при перераспределении табачных акцизов из областной в федеральную казну и отмене ряда налогов, результат можно считать достойным. На финише года у нас был даже шанс сбалансировать доходы и расходы бюджета. Но по предложению губернатора было принято решение стратегического характера - направить, не откладывая, значительные средства на реализацию важнейшего проекта газификации и адресной программы строительства.
- Одним словом, пока нарастания бюджетного дефицита не произошло. Однако в вашем выступлении о перспективах бюджета на 2005-й и ближайшие годы звучала откровенная тревога. Чем это объяснить?
- У нашей области хороший запас прочности, как у надежного корабля. Но всякий корабль имеет предельный грузовой тоннаж, превышать который нельзя. Кажется, у Ильфа и Петрова есть рассказ о том, как одного ретивого общественника перегрузили поручениями и тот, образно говоря, пошел ко дну.
Ситуация сейчас складывается так, что Центр все активнее под не вызывающим возражений лозунгом разделения функций отказывается от финансовой поддержки ряда важных региональных проектов.
Возьму такой крупный и приоритетный для нас вопрос, как финансирование строительных работ из областного Дорожного фонда. С ростом экономики растут и транспортные, в том числе транзитные грузопотоки. Как следствие, дорожные покрытия не выдерживают. Их надо восстанавливать, прокладывать новые. Нужны многокилометровые обходные трассы. А Центр все меньше и меньше средств направляет на эти цели.
На недавнем заседании правительства России этот вопрос наконец-то всплыл. Выяснилась, к примеру, странная позиция руководства Минфина, которое почему-то полагает: бюджеты субъектов имеют достаточно собственных средств. Ее оспорили некоторые министры. Так, один из них прямо заявил, что в течение 5 лет по вине Минфина уменьшилось финансирование дорожного строительства.
Как известно, в апреле российское правительство одобрило концепцию реформирования бюджетного процесса в стране. В ней есть важные положения, в частности связанные с формированием бюджетов не от достигнутого, а по программно-целевому принципу, ориентацией их на среднесрочное планирование, переходом от финансирования бюджетных учреждений к финансированию бюджетных услуг.
Ленобласть уже несколько лет активно программирует свое развитие на среднесрочную перспективу. У нас реализуются десятки, притом часто взаимоувязанных, целевых программ, разрабатываются финансовые планы на трехлетние периоды. Тут мы оказываемся в фарватере федеральной концепции.
Но принципиальной составной частью обновляемого бюджетного процесса станет федеральный закон с внесенными в него изменениями, который предусматривает разграничения полномочий органов власти, в частности в вопросах совместного ведения. Вот где действительно собака зарыта! Есть в этом законе статья, которая более сорока функций прежде совместного ведения теперь перекладывает на бюджеты субъектов Федерации. А Центр умывает руки.
- Так это разграничение полномочий или их передача? И когда закон вступит в силу?
- Получается, как с Дорожным фондом: нам передают функции, не передавая во многих случаях средства для их реализации. Весь этот передаточный механизм заработает с начала будущего года. Что больше всего тревожит: федеральные власти снимают с себя ответственность за финансовое обеспечение ряда социальных проблем.
Необходимо, чтобы люди знали, в каком трудном положении скоро окажутся субъекты Федерации. Пострадать в результате могут жители многих регионов.
- Какие социальные функции дополнительным бременем лягут на областной бюджет?
- Государство отказывается от участия в выплате пособий гражданам, имеющим детей. А ведь это не только социальный, но и демографический проект. Некоторые эксперты считают, что к середине века население страны может уменьшиться до 105-110 млн человек! Мы обязаны стимулировать рождаемость. Теперь эта задача будет полностью возложена на бюджеты субъектов РФ. Непонятно: она, что, носит межрегиональный, а не общегосударственный характер?
Центр оставил за собой финансирование положений Федерального закона `О ветеранах`. Однако тут есть нюансы. Он не будет финансировать льготы, предоставляемые ветеранам труда, и возмещать расходы по льготам на жилищно-коммунальные услуги. Последняя из статей расходов - самая тяжелая. И финансовую нагрузку, как считают в Центре, должны взять на себя бюджеты субъектов РФ.
Ожидаются серьезные изменения в финансировании образования. Областному бюджету придется выделять муниципальным образованиям субвенции не только на выплату зарплаты и дополнительных начислений работникам учебных заведений, но и на приобретение технических средств, расходных материалов, на хозяйственные нужды.
По сути, все, кроме расходов на коммунальные услуги и содержание зданий, предстоит финансировать из областного бюджета. В перечень наших полномочий включены предоставление детям начального, а молодежи - среднего профессионального образования и другие задачи, требующие немалых расходов. А ведь областной бюджет не резиновый.
- Но федеральное участие в финансировании отраслей социальной сферы и некоторых категорий населения определено рядом действующих нормативных актов. Как тут быть?
- Готовятся соответствующие поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам. Будут внесены изменения в 150 федеральных законов, предложены к отмене 35 законодательных актов. Особых проблем, полагаю, не возникнет, а протесты с мест, как обычно, ветер унесет в сторону.
Мне о другом хочется сказать. У Ленобласти и без того социально напряженный бюджет. В нынешнем году, по сравнению с предыдущим, социально значимые расходы возрастут в 1,5 раза. Ежегодно на треть увеличиваем зарплату бюджетникам. В прошлом году взяли на себя и финансирование зарплаты работников дошкольных учреждений, установили несколько социальных пособий.
Из нашего бюджета было профинансировано строительство 10 школ и объектов здравоохранения. Стали приобретать жилье для бюджетников, а недавно на долевых условиях включились в проект `Жилье для молодежи`.
Но критическая масса финансовых нагрузок на бюджет, которую сейчас инициирует Центр, опасна, чревата неприемлемым ростом бюджетного дефицита. А если говорить не столько о Ленобласти, сколько о российских субъектах, то не исключаю: на территориях могут возникнуть перекосы в сторону свертывания социальных программ и усиления коммерциализации социальных отраслей.
- Что вы имеете в виду?
- Если субъекту РФ будет не под силу тянуть сильно потяжелевший социальный груз, он будет сокращать статьи расходов. Где-то откажутся от детских пособий, где-то - от финансирования школьных материальных затрат. В каких-то субъектах РФ придется отключать некоторые социальные отрасли от бюджетного финансирования. А это и означает их переход к самофинансированию, к развертыванию коммерческой деятельности.
Зато Минфин РФ будет ежегодно гордо представлять в Госдуму федеральный бюджет с мощным профицитом, символизирующим полный ажур в финансовых делах страны.
|