Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Болонский процесс` пошел - ЭиВ N 42 (479)
ОБРАЗОВАНИЕ
`Болонский процесс` пошел
No. 42 (479) 03.11.2003
Владимир ХОЗИКОВ
Но к чему он приведет российское образование, пока не представляют даже профессионалы
На прошлой неделе в Санкт-Петербургском государственном университете прошел семинар `Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции`. На нем обсуждались проблемы, которые предстоит решать после подписания в сентябре 2003-го Декларации о присоединении России к общеевропейскому интеграционному процессу в сфере образования, более известному как `Болонский процесс`



Участие России в `Болонском процессе` рассчитано на несколько лет и в оптимальном варианте должно завершиться к 2010 году. Однако было бы ошибкой считать, что времени более чем достаточно. По мнению ведущих специалистов страны в области образования, подводных камней на этом пути предостаточно.

Министр образования России Владимир Филиппов на семинаре заявил, что главной проблемой для нашей страны при присоединении к единому образовательному пространству Европы является отсутствие системы контроля качества образования. Он указал на необходимость скорейшего внедрения новых стандартов и создания независимой системы аттестации качества российского образования. Только после этого можно будет ввести новые зачетные единицы и подойти к взаимному признанию российских дипломов в Европе и наоборот.

Месяц назад президент Российской академии образования Николай Никандров, выступая в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, привел любопытные данные: в Советском Союзе было 5 млн 200 тыс. студентов, в России, которая по численности населения почти вдвое меньше бывшего СССР, их уже 6,5 млн, а высших учебных заведений - в два с лишним раза больше, чем в Советском Союзе. Эта система во многом не похожа на систему, существовавшую десять лет назад (достаточно сказать, что каждый второй российский студент обучается на коммерческой основе), и в ближайшие годы ей вновь предстоит меняться.

Изменения коснутся всех ступеней лестницы знаний - от студенческих аудиторий до докторантур. О том, чего именно можно ждать, подробно рассказывал замминистра образования России, ученый секретарь Всероссийской аттестационной комиссии (ВАК) Владимир Неволин.



Доктора `от сохи`

В этом году исполняется 240 лет со времени выхода первого указа, касающегося присуждения ученых степеней в России. ВАК будет праздновать юбилей в следующем году - ровно семьдесят лет с того момента, когда вышло постановление Совета народных комиссаров об организации Высшей аттестационной комиссии. И тем не менее многократно выдержав проверки на прочность, ВАК до сих пор вынужден бороться за существование. Не случайно одна из главных проблем, которой В. Неволин уделил особое внимание, - попытка разрушить государственную систему аттестации или оттеснить ее на второй план, создав параллельные структуры.

Как утверждает замминистра, лже-ВАКи, которые создают общественные или независимые академии, стали в стране настоящим бедствием последних лет. Их стараниями каждый второй обладатель ученой степени получил ее, минуя государственные структуры.

Еще одна тревожная тенденция, на которую указал В. Неволин, - все меньше аспирантов, отучившись положенный срок, защищают диссертации. Средний показатель эффективности работы аспирантур сегодня - 30%, то есть лишь один из трех потенциальных ученых получает степень. Есть и `рекордсмены`, например, в Петрозаводском государственном университете из 89 аспирантов за год защищаются 5, в Тольяттинском политехническом институте - 3 из 44. Остальные по тем или иным причинам не утруждают себя защитой.

Вечные аспиранты - прямой ущерб для государственной казны. По словам замминистра, если собрать все деньги, потраченные на обучение несостоявшихся ученых, можно создать десяток центров коллективного пользования для естествоиспытателей, оснащенных по последнему слову техники.

В. Неволин дал понять, что его ведомство и впредь не станет мириться с таким положением дел. Вполне возможно, что в недалеком будущем Минобразования восстановит существовавший ранее максимум аспирантов, работой которых имеет право руководить ученый, появятся четкие планы приема в аспирантуры. Речь идет и о подготовке полноценной законодательной базы для послевузовского обучения, которой сегодня нет.

Кроме того, в ближайшее время аспирантуры получат новые программы единых экзаменов кандидатского минимума, ориентированные на более глубокое знание аспирантом своей специальности.



Правильных путей может быть много

Международное признание российских ученых степеней всегда было делом непростым, даже при том что знания наших специалистов традиционно котируются. Со своей стороны отечественные кандидаты и доктора небезосновательно ставят себя на ступеньку-другую выше иностранных магистров и докторов философии - опять же с формальной точки зрения.

Действительно, степень магистра получает любой выпускник западного университета, проучившийся шесть лет и подготовивший соответствующую работу, сегодня эта система приживается и у нас. Стать доктором философии, то есть приобрести высший ранг в зарубежном научном мире могут магистры, отучившиеся два, максимум три, года по соответствующей программе.

Иное дело у нас. Путь в кандидаты занимает минимум 3 года после окончания университета, даже в том случае, если молодой специалист обучался по 6-летней магистерской программе. Чтобы получить заветный диплом, помимо сдачи экзаменов, обучения в аспирантуре и подготовки самой диссертации, необходимо выполнить еще ряд условий, например опубликовать в специализированных изданиях несколько научных статей. Еще более жесткие требования предъявляются к докторам наук, которым приходится не менее 3 лет учиться в докторантуре.

Согласитесь, даже при поверхностном сравнении наша система выглядит куда более сложной и жесткой, чем зарубежная, однако это не значит, что в других странах российские ученые степени безоговорочно готовы признать хотя бы равными своим.

Лед тронулся совсем недавно, когда Россия и Франция заключили соглашение на правительственном уровне об эквивалентности российских дипломов кандидатов и докторов наук с французскими свидетельствами PhD (доктор философии).

Следующий этап, связанный с присоединением России к `Болонскому процессу`, будет куда сложнее. Даже в идеальном варианте эта работа рассчитана на 6 лет, и многие вопросы, скорее всего, за этот срок решены не будут. Например, как быть с медицинскими дипломами, если в разных странах на подготовку врача уходит от 8 до 16 лет? Или с принятой у нас системой оценок - `отлично`, `хорошо` и так далее, которой в других странах давно уже нет? И сохранится ли наша двухступенчатая система ученых степеней, которая, по мнению многих зарубежных специалистов, позволяет адекватно оценивать достижения в науке? Поиск ответов на эти и другие вопросы требует обстоятельных международных консультаций, на которые уйдут годы.

А пока российское образование продолжает развиваться хоть и с оглядкой на международный опыт, но своим путем.



Другие материалы рубрики
ОБРАЗОВАНИЕ
11.02.08Затраты на подготовку кадров растут
11.02.08В `Сколково` подвели итоги
17.09.07Законодательную базу реформы нужно укреплять
17.09.07Магистры должны возвращаться
20.08.0718 российских вузов ждут латышей
20.08.07Они станут первыми
20.08.07`Двухуровневая система образования необходима...`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru