Начальный этап работы третьего по счету петербургского Законодательного собрания принес, вопреки ожиданиям, много необычного. Избран председатель парламента и сформированы семь депутатских фракций - три партийные и четыре `конъюнктурные`, куда вошел 41 народный избранник
Шестеро неприсоединившихся - бывалые депутаты, а трое - новые представители законодательной власти: очевидно, `молодежь`, не освоившаяся еще в роскошных апартаментах, остерегается действовать в одиночку. Об активности новичков говорит то обстоятельство, что сразу три альянса - `Единый Петербург`, `КПРФ - НПСР` и `Спортивную Россию` - возглавили пловцы третьей волны.
Но как бы то ни было, фракции - спинной мозг Собрания - стали политическим фактом.
Вокруг трона
Начнем с самой крупной фракции `Единая Россия`. Эту партийную центристскую группировку в десять штыков направлял прежний вице-спикер ЗС Вадим Тюльпанов, ставший ныне `полным` спикером.
Структура сложилась из единороссов второго созыва, членов фракции `Единство` (которой ведал сам В. Тюльпанов), а также выходца из петровольской `Законности` Андрея Ловягина и нового соратника по среднему классу Вадима Лопатникова.
Воздадим должное энергии и гибкости г-на Тюльпанова: совсем недавно с федеральных единороссных высей слышался грозный, недобрый гул в адрес Вадима Альбертовича как лидера, злонамеренно раскалывающего движение. Но стоило бывшему вице-председателю правильно оценить обстановку и сделать политически грамотный тактический ход, как на него, прощенного, посыпались всевозможные горние милости.
Константин Сухенко мгновенно уступил ему бразды координаторства, а затем в считанные дни Тюльпанов сел в кресло старшего законодателя северной столицы. Теперь, естественно, придется покинуть фракцию, но сие не беда - высота взята. Впрочем, и это еще не вся правда: `бригада` превращается в заметного разводящего между ведомствами президентского полпреда и губернатора.
Становясь мало-помалу парламентским оком государевым на берегах Невы и умело используя макияж `партии власти большинства`, группа единороссов будет играть все более возрастающую роль при подготовке города к юбилею, проведении думских гонок и на подступах к президентской да и губернаторской кампаниям.
Вся губернаторская рать
К прогубернаторским дружинам в Мариинском дворце нужно отнести два депутатских образования - `Городские районы`, где правит бал Сергей Анденко, и `Единый Петербург`, над которым стоит Юрий Рыдник. В совокупности они набирают 11 человек и смогут инициировать и отстаивать различные законопроекты, крайне необходимые исполнительной власти.
Разумеется, мощь таких дивизий не особенно обрадует губернаторскую команду и вряд ли оправдает ее сокровенные надежды. В известной степени попутчиками указанных объединений могут оказаться по ситуации тарасовский `Наш город`, фракция `КПРФ - НПСР` и, наконец, `Спортивная Россия`, координатор которой Денис Волчек как будто не имеет оснований обижаться на городских чиновников. Ну а кое-
кого - для ровного счета - впору высвистать из `независимых`. Поживем - увидим.
`Спой песню, как бывало,
отрядный запевала...`
Своеобразным, хотя и ожидавшимся сюрпризом стал дебют левой партийной фракции `КПРФ - НПСР` во главе с Олегом Корякиным. Некоторые полагают, что это звено продолжит традиции группы `Коммунисты Ленинграда`, существовавшей в Собрании первого созыва (1994-1998 гг.). Это мнение, наверное, трудно оспорить: главными здесь будут настрой и деловитость `прогрессивного крыла`.
Но надо заметить: в объединении `Коммунисты Ленинграда` состояли четверо верных ленинцев (поровну от КПРФ и РКРП) и лишь один беспартийный большевик. Во фракции же `КПРФ - НПСР` в наличии только два коммуниста (Олег Корякин и Станислав Житков), а остальные 60% личного состава - сочувствующие `уму, чести и совести нашей эпохи`.
Рисунок скорее смахивает на конфигурацию другого союза - `Народовластия`, которым на заре второго Собрания управлял Константин Севенард. Команда, куда тоже входили двое коммунистов (С. Житков и ныне выбывший из игры член РКРП Борис Борнелинер), продержалась около пяти месяцев и рухнула накануне майских праздников 1999 года под деструктивным напором неугомонного Андрея Корчагина.
Позднейшая попытка воссоздать ее не увенчалась серьезным успехом. Представляется, однако, что ячейка `КПРФ - НПСР` сохранит по объективным причинам исходные позиции и, отнюдь не превосходя `Коммунистов Ленинграда` и `Народовластия` реальными влиянием и весом, сумеет громче, чем они, заявлять городу и миру о своем существовании и своих успехах.
Черный передел
Третью партийную `точку` надлежит искать на правой стороне мариинского спектра. Воскресшее, как птица Феникс, `Яблоко` опять обрело пятерых ходатаев: в его ряды, помимо прочих, влились начинающий депутат Андрей Черных и покинувший фракцию `Законность` Павел Солтан. В любом случае сегодня численность альянса чуть ли не на 40% меньше, чем четыре года назад (в январе 1999-го).
Но нет худа без добра: `Яблоко`, которое и по методике формирования, и по идейным подходам, и по целевым прикидкам смотрится как зеркальное отражение своих красных конкурентов, обрело более надежные организационные обручи. Так что гадать, где право, а где лево, городским политологам не придется.
Впечатляет список неприсоединившихся народных заступников. В нем за изъятием вечного узника Юрия Шутова, восемь человек. Большинство принадлежит эспээсовцам: их четверо, и они, не отыскав пока заветного пятого, не пожелали растворяться в чужих потоках.
Двое (Игорь Матвеев и Зоя Заушникова) ютятся на графских развалинах `Законности` - рупора мироновской `Воли Петербурга`, а значительная часть ее депутатов разбрелась по кадровому азимуту.
Сейчас просматриваются три варианта дальнейшего партстроительства. Или `законники` брачуются с правыми либералами, создавая некое подобие общей фракции. Или, повинуясь голосу из Москвы, братаются с `Единой Россией`. Или пережидают до лучших времен, дабы собрать всех обиженных и удрученных и потом перевести дух в `Партии жизни`.
Но рефрен всех фракционных песнопений уже прозвучал: 20 парламентариев (40% депутатского корпуса) выстроены в партийные колонны, и это существенно облегчает переход к смешанной системе голосования на выборах в региональные законодательные институты.
|