Именно так и поступили организаторы конференции студентов и ведущих компаний «Менеджмент будущего’12», состоявшейся недавно в стенах Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ. А наиболее характерной чертой этого мероприятия стало то, что ее не только «придумали», но и от начала до конца организовали (и провели) студенты этой школы во главе с идеологом конференции, выпускницей одной из магистерских программ ВШМ Александрой Слеповой.
Свести «продавцов» и «покупателей»
«Основная наша цель — продемонстрировать потенциал студентов и молодых специалистов топ-менеджерам ведуших российских компаний. — заявила Александра Слепова. — И тем самым самым способствовать укреплению взаимодействия между вузами и бизнесом, а также формированию резерва управленческих кадров».
Задача была успешно решена: участниками конференции стали лучшие студенты из 42 университетов мира. Всего же на конкурс было подано около 1,7 тыс. заявок от учащихся из 20 стран, и организаторам пришлось проводить несколько этапов отбора. В результате к участию в конференции были допущены 69 студентов из российских и 25 — из зарубежных вузов. Уровень «покупателей» — работодателей тоже оказался на высоте: в залах ВШМ два дня работали топ-менеджеры таких акционерных обществ, как «Сбербанк России», «Банк ВТБ», «АФК «Система», «РЖД», «Евраз» и некоторых других.
Претензии есть
Дискуссия, во время которой обсуждались проблемы взаимодействия бизнеса и системы высшего образования, оказалась острой.
— Мы все время слышим вопросы «Что может дать образованию бизнес?» и «Чем он материально готов помочь?» — констатировал начальник Управления по работе с персоналом СЗРЦ ОАО «Банк ВТБ» Владимир Вавилов. — Но проблема не в финансировании: система образования отстает от потребностей реальной экономики в качестве подготовки молодых специалистов. Она не выпускает тех, кто ей действительно нужен — и в результате компании вынуждены либо учить специалистов самостоятельно, либо отправлять их на учебу за рубеж.
С этой точкой зрения согласны многие работодатели: даже лучшие российские вузы нередко «ходят» с протянутой рукой, обещая под заранее оплаченный заказ выпустить нужных бизнесу профессионалов. Позиция университетов остается прежней: помогите нам материально — и мы «сделаем» тех, кто необходим. Но работодатели чаще всего отвечают, что такие люди им нужны сейчас, а не через 5–6 лет…
Что делать для успеха
«Если молодой человек талантлив и перспективен — он обязательно пробьет себе дорогу, — уверена Екатерина Родионова, директор Департамента кадровой политики «Сбербанка». — Но для этого, как минимум, надо проявить упорство и показать, на что ты способен…».
Ее поддержал и начальник отдела развития и обучения персонала Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Игорь Чирва. «Мы с удовольствием берем на работу молодых людей, которые демонстрируют желание трудиться и развиваться вместе с компанией, — подчеркнул он. — Но они должны продемонстрировать не только свои амбиции в плане зарплаты, но и способности к выполнению реальной работы».
Примерно в этом же ключе высказываются практически все топ-менеджеры ведущих российских компаний. Если студент или молодой специалист действительно хочет чего‑то добиться в профессиональном плане — не надо сидеть сложа руки и ждать, когда добрый дядя пригласит в «Сбербанк». Надо доказать ему, что ты достоин этой работы…
И еще. «Если хотите быть успешными, не работайте в «Мак-Дональдс» официантом, обучаясь на экономиста или управленца. — посоветовал председатель правления «Сбербанка» Герман Греф. — Потому что лучше за минимум зарплаты получать опыт по своей специальности, чем за большие деньги от него отказываться…».
Время выбиться в люди
«Наши исследования показывают, что Россия входит в первую тройку стран мира, ощущающих острую нехватку перспективных кадров. — отмечает Ирина Гайда, управляющий партнер The Boston Consulting Group. — Это касается всех отраслей экономики. Поэтому именно сейчас наступило время для успешного старта в карьеру».
Российский рынок труда испытывает явную нехватку квалифицированных современных кадров. Проблема в том, что нынешняя система образования почти не производит специалистов, которые способны сразу же начать работать в бизнесе: им не хватает не столько профессионализма, сколько лидерских качеств, умения видеть проблему глобально и общаться на международном уровне. Но если молодой человек хочет, все это вполне возможно освоить — было бы желание…