В сфере бытовых услуг можно выделить два основных направления бизнеса — сетевые услуги и сопутствующие. В последнее время в отрасли появляются новые компании, в том числе в торговых и торгово-развлекательных комплексах. Возрождается интерес и к многопрофильным мастерским.
Проблемы в сфере бытового обслуживания общие: дефицит профессиональных кадров (из-за ослабления их подготовки в сфере среднего специального образования), а значит, низкое качество оказываемых услуг; недостаток финансовых средств, что заставляет сохранять в отрасли низкую заработную плату и устаревшее оборудование; плохая информированность населения о предлагаемых услугах; нецивилизованная конкуренция.
Необходимые и вечные
По данным мониторинга социально-экономического развития районов Петербурга, на 01.01.2012 г. сеть сферы бытового обслуживания города насчитывает 8861 организацию. Об этом сообщила Екатерина Занозина — и.о. заместителя председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли городской администрации. Сфера бытового обслуживания в основном представлена организациями малого бизнеса, удельный вес которых составляет более 90%, причем на долю предпринимателей — физических лиц приходится более 32%.
В структуре услуг бытового обслуживания наибольший удельный вес занимают парикмахерские услуги (28% от общего количества организаций), услуги автосервиса (13%), ремонт и пошив обуви (10%), пошив и ремонт одежды (7%), доля остальных услуг колеблется от 2% (изготовление и ремонт мебели) до 5% (АЗС).
По состоянию на 1.01.2012 г., рассказывает Екатерина Занозина, количество рабочих мест в организациях бытового обслуживания в Петербурге составляет 46878, обеспеченность населения организациями бытового обслуживания в расчете на 1 тысячу жителей в целом по городу составляет 10,25 рабочих мест.
По данным Петростата, в январе 2012 г. объем бытовых услуг населению в городе составил 1451,4 млн руб. (99,8% к январю 2011-го). Больше всего было оказано услуг: ремонтных и техобслуживания автомототранспортных средств, ритуальных услуг, услуг по ремонту и строительству жилья и других построек.
Многочисленные торговые и торгово-развлекательные центры все охотнее привлекают под свою крышу предприятия бытовых услуг. Здесь можно встретить химчистки-прачечные, фотоателье, ремонт часов, ювелирных изделий, обуви, замена батареек, подгонка одежды.
Как отмечает директор департамента консалтинга NAI Becar в Петербурге Альбина Ямалетдинова, для размещения бытовых предприятий могут быть интересны микрорайонные и районные торговые центры. Концепция таких ТЦ предполагает наличие товаров повседневного спроса и услуги (прачечная, химчистка, парикмахерская, ремонт обуви, металлоремонт) для удовлетворения ежедневных потребностей жителей района.
Большая тройка российской стирки
Компания «Бизнес-Профит» сообщает: по данным официальной статистики Петербург входит в тройку лидеров по спросу на услуги прачечных. По итогам первого полугодия 2011 года на эту тройку лидеров приходилось 46,2% рынка. Первенствовала Москва с долей 21,8%, затем шли Республика Башкортостан (13,5%) и Санкт-Петербург (10,9%). Среди федеральных округов наибольшей популярностью услуги прачечных пользуются в Центральном ФО, на долю которого приходится 40,3% рынка.
В России рынок прачечных услуг только зарождается вновь, характеризуется низким уровнем конкуренции, в отличие от западных стран, где данный бизнес процветает уже давно и приносит их владельцам стабильный доход, общий объем которого оценивается в $3 млрд в год. Но и в России регулярно услугами прачечных пользуются уже 31,3% от общего числа опрошенных, редко к данным видам услуг прибегают лишь 12,5%.
По данным КЭРППиТ, в Петербурге 394 организации оказывают банные услуги населению. К муниципальным относится 21 баня (Банный комплекс на Ольги Форш, Балтийские бани, Круглые, Ярославские и др.). Петербуржцы по-прежнему любят посещать бани, остро реагируют по поводу их закрытия или преобразования.
Как сообщает www.strizhem.ru, в 2011 г. рынок парикмахерских услуг продолжил восстанавливаться после спада 2009–2010 гг. По всей стране, по оценкам аналитиков, объем оказанных парикмахерских и дополнительных косметологических услуг возрос почти на 9%, составив в денежном выражении 20 млрд руб.
Рынок парикмахерских услуг Петербурга занимает второе место в России по большинству экономических показателей, уступая только Москве. На долю Северной столицы приходится около 2,5% от всего рынка и почти четверть рынка Северо-Западного региона. В Петербурге и Ленинградской области работает несколько тысяч парикмахерских и салонов красоты, причем их количество постоянно увеличивается. По сравнению с другими городами и регионами стоимость парикмахерских и косметологических услуг в Петербурге находится на высоком уровне.
Развитие услуг по ремонту обуви агентство DISCOVERY Research Group выделило среди основных тенденций на российском рынке обуви. В Петербурге объем ремонта и индивидуального пошива обуви в январе 2012 г. составил 46,2 млн руб. (3,2% к объему платных услуг населению, 95,2% к январю 2011-го). Горожанам предоставляются: простой и сложный ремонт, срочный ремонт лакированной, замшевой и кожаной обуви, растяжка обуви, создание индивидуальных ортопедических изделий.
В Петербурге действуют около 150 клининговых фирм, которые предлагают чистку офисных и жилых помещений, коттеджей, ковров и мебели, мытье окон, фасадов и витрин, полировку полов.
В городе предлагают также такие услуги как: ремонт и техобслуживание автомототранспортных средств, ритуальные услуги, пошив, ремонт и подгонка одежды, заказ билетов, фото и видеосъемка, доставка товаров из Интернета, поиск утерянного багажа и вещей, услуги по найму домашнего персонала, вскрытие замков и сейфов, заточка инструментов и изготовление ключей, прокат вещей, ремонт аудио и видео, а также бытовой техники, ремонт часов, очков, ювелирных изделий и кожгалантереи, обслуживание бассейнов и аквариумов, заправка катриджей и очень многое другое. Возрождается и система обучения. Есть, к примеру, в Петербурге курсы, на которых учат на мастера по ремонту обуви и изготовлению ключей.
Оценки ставят в Интернете
В последнее время предметом активного обсуждения в сети Интернет стало качество оказываемых в Петербурге услуг, при этом потребители сами ставят свои оценки. Среди жалоб — малоквалифицированные мастера и некачественная работа. Две главные причины понятны: нехватка средств и устаревшее оборудование.
В настоящее время в КЭРППиТ разрабатывают Региональную программу развития торговли на территории Петербурга на 2012–2015 гг., в которой предусмотрена финансовая поддержка организаций бытового обслуживания в виде предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с выплатой процентов по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях, на приобретение производственного оборудования предприятиями бытового обслуживания населения.