По приблизительным оценкам, в северной столице в настоящее время имеется около 2 тыс. свободных рабочих мест для продавцов разных специализаций, а общее количество вакансий для торгового персонала низового уровня (консультантов, кассиров, мерчендайзеров и т. д.) составляет не менее 5 тыс.
По данным разных источников, эта профессия практически всегда находится в первой пятерке спроса со стороны работодателей и сейчас уступает только инженерам, менеджерам по продажам и квалифицированным рабочим.
Наиболее велик дефицит «торговцев» в крупных сетевых (особенно продовольственных) магазинах, где условия работы (в частности, его интенсивность) вызывает большую текучесть кадров. 10–15% «текучки» среди низового персонала, нередко «смертельные» для другого бизнеса, в этом случае — обычное дело. Причем к высокому показателю ведет не только необходимость интенсивно работать в течение всего дня, но и относительно низкая оплата труда. Зарплата торгового персонала низового уровня примерно на 20% ниже средней по Петербургу и растет чрезвычайно медленно. 25 тыс. рублей в месяц — выше этой суммы работодатели «запрыгивают» нечасто.
Если оценивать ситуацию на рынке труда продавцов, кассиров и т. д. в целом, то две трети вакансий предполагают оплату труда от 15 до 24 тыс. рублей ежемесячно. Причем хуже всего платят в торговых предприятиях, занятых реализацией «обычной» одежды, ТНП и продуктов питания: именно в них зарплата продавцов, например, чаще всего не достигает и 20 тыс. рублей в месяц. Однако есть и другой уровень торговли: их коллеги, реализующие автомобили, компьютеры и другую сложную бытовую технику, а также элитную одежду, зарабатывают гораздо больше.
По данным www.exclusivepersonnel.ru, месячный доход рядового продавца автомобилей в Петербурге только начинается от суммы в 24 тыс. рублей. И предела ей почти нет, так как проценты от таких продаж могут быть весьма ощутимыми. В среднем, вакансии для опытных специалистов этого сектора предполагают общий размер зарплаты свыше 50 тыс. рублей в месяц.
Значительно выше среднего уровень оплаты труда и у продавцов компьютерной техники (около 33 тыс. рублей), и у тех, кто реализует дорогую одежду (32 тыс.). Правда, в этом случае и количество вакансий на порядок ниже, чем для «дешевых» торговцев продуктами, бытовой химией и стройматериалами. Если, к примеру, продавцов автомобилей требуется чуть больше 40, то аналогичных специалистов для продажи «простой» одежды — в 4 раза больше.
В целом рынок труда в ритейле находится на подъеме, однако низкий уровень зарплат сдерживает приток кандидатов. |