Одного взгляда на статистику достаточно, чтобы легко в этом убедиться: по уровню спроса коммерсанты, занятые с сфере продаж, закупок или снабжения, доминируют на петербургском рынке труда. Практически каждая четвертая вакансия, размещенная в открытых базах данных, относится именно к этому направлению бизнеса.
Равных нет
По объему свободных рабочих мест продажи (а также смежные с ними закупки и снабжение) продолжают оставаться на голову выше ближайших конкурентов, предлагая даже не тысячи — десятки тысяч вакансий.
По сведениям www.superjob.ru за август 2011 года, на долю «продавцов» и их смежников приходится 23,2% от всех вакансий города на Неве. При этом другие направления бизнеса могут предложить кандидатам куда меньше. В сфере строительства, управления недвижимостью и ЖКХ, к примеру, сосредоточено 12,3% вакансий, а в промышленности, занимающей третье место по числу заявок о вакантных рабочих местах — только 11,4%.
Остальные отрасли от них заметно отстают. В сферах транспорта (транспорт, логистика, ВЭД) и информационных технологий находятся 6,7% и 6,4% вакансий соответственно. В финансах и административной деятельности — 5,5 и 4,5%. А в других свободных рабочих мест еще меньше: как правило, их доля рынка редко превышает 3%.
Одинаковы по сути
Специалисты, менеджеры и руководители отделов продаж, коммерческие директора и директора по продажам — в разных отраслях эти должности могут иметь различные названия, но функционально они все схожи. Их основная задача — грамотно продавать продукт (услугу) компании, принося прибыль в реальном денежном выражении.
Такие кадровые позиции сейчас открыты практически в любой компании, начиная от «чистой» торговли и завершая производственными (и даже научными) предприятиями. «Продавцы» в настоящее время требуются в огромном количестве: многие компании снова возвращаются к практике «завоза» успешных иногородних специалистов, затрачивая на это кругленькие суммы. Однако если удается заманить на работу настоящий талант, все расходы окупаются сторицей, так как один успешный «продавец» нередко способен «прокормить» целое подразделение.
Почему же, несмотря на большое число желающих работать в отрасли (а по количеству резюме она тоже в безусловных лидерах) хороший менеджер по продажам все равно в большом дефиците? И это при том, что только очень ленивый вуз сейчас их не готовит… «Из-за отсутствия качественных программ обучения успешных специалистов на рынке очень мало, что и вводит их в разряд дефицитных». — так считают в рекрутинговой компании АНКОР. Болезнь для российского рынка труда хроническая: по профилю вроде бы выпускаем очень много, а вот работать некому. Ее суть в целом понятна: сфера продаж предполагает наличие у специалиста не только определенного набора знаний, но и своего рода таланта, поскольку хороший «продавец» действительно должен быть способен продавать что угодно и где угодно. И поэтому без коммуникабельности, настойчивости и умения заинтересовать покупателя даже самые качественные знания оказываются мертвым грузом. «Нам нужны менеджеры по продажам, а их нет. — констатирует Радик Сафин, председатель Совета одного из региональных отделений «Опоры России». — Есть хорошие бизнес-планы, но как продавать продукцию, мало кто знает. Для того чтобы сейчас продать, надо ее красиво «завернуть», а мы этого зачастую не умеем…».
Что касается спроса на определенные кадровые позиции, то лидерство удерживают менеджеры по продажам. Их позиции остаются незыблемыми — 7,5% от всех запросов работодателей. А вот их коллеги по закупкам в августе «провалились» и покинули список 15 наиболее популярных вакансий.
Есть разница
Вместе с тем в разных секторах экономики «продавцам» предлагают и совершенно разные условия.
Так, по данным www.expe.ru, опытный менеджер по продажам нефти и нефтепродуктов может, в среднем, рассчитывать на доход почти в 60 тыс. рублей ежемесячно. Его коллега, торгующий продуктами питания — примерно на те же деньги (а иногда даже и больше). А вот оптовая реализация канцелярских товаров, к примеру, будет приносить доход примерно на 25% меньше. Бытовая химия, сантехника, мебель — еще меньше. Зато алкоголь и некоторые группы продуктов питания (в частности, заморозка) сулят заработки заметно большие, чем в среднем: в этих сегментах они примерно на 10–15% выше.
МНЕНИЯ
Анна Помарина,
консультант рекрутинговой компании AVRIO Group Consulting
— Когда в России только появилась профессия «менеджер по продажам», «продавцами» становились люди не по призванию, а от безвыходности. В том числе и инженеры, и учителя, и люди вовсе без образования. Этому нигде не учили, да и надобности не было: покупатель был неразборчив, а, значит, и требования к продавцам минимальные: умел бы говорить, считать да читать. Сегодня в «продавцы» по-прежнему приходят люди из разных сфер, но неуважительное отношение к продажам как к делу неблагородному уходит в прошлое. Теперь продажи — это искусство, которым недостаточно просто овладеть, как ремеслом, но важно и постоянно в нем совершенствоваться. Теперь профессия «продавца» требует от человека высокой самоорганизации, постоянного улучшения коммуникативных навыков, позитивного мышления, веры в успех, инициативности, открытости для нового. А главное — она развивает в людях целеустремленность и сознательное отношение к жизни. Именно такие (идейные, счастливые, целеустремленные) «продавцы» больше всего и нужны Петербургу.
Ирина Паровина,
консультант по подбору персонала Penny Lane Personnel
— Сильные продажники и менеджеры (то есть те, кто знает, как достигается результат в любых условиях) по-прежнему высоко востребованы. Надо учитывать и то, что сейчас покупательская способность как населения, так и компаний повышается, и поэтому «продавцы» остаются на пике спроса. Причем он есть практически на любые кадровые позиции, начиная от мерчандайзеров и завершая руководителями коммерческих подразделений. Вместе с тем структура доходов «продавцов», по сравнению с докризисными временами, заметно изменилась. Сейчас многие компании делают ставку на экономическую эффективность работы специалиста, занятого в продажах. Поэтому общая тенденция — сокращение фиксированной части дохода (в среднем, от 10 до 30%) и увеличение доли переменной.
Алексей 3ахаров,
президент рекрутингового портала Superjob.ru
— На российском рынке труда (в том числе и на петербургском) по части распределения спроса на специалистов наблюдается примерно одинаковая картина. Лидером рейтинга запросов работодателей по-прежнему является позиция менеджера по продажам, на втором месте находятся инженеры, а на третьем — продавцы или квалифицированные рабочие. Уверенное лидерство специалистов, занятых в сфере продаж, вполне объяснимо: компании расширяют спектр продукции, выводят на рынок новые товары и услуги, и им крайне нужны люди, способные это делать. Спрос на «продавцов» есть в любом регионе страны, и работодатели уже готовы к их релокации туда, где такие услуги наиболее необходимы.
Оксана Почтивая,
региональный директор компании CASE
— Интерес к опытным специалистам в сфере продаж очень высокий: успешные менеджеры требуются практически во всех отраслях и им предлагают вполне конкурентоспособные условия труда. Возвращается и практика переманивания хороших «продавцов» у конкурентов: это связано с тем, что, несмотря на высокий объем предложения на рынке труда, найти стоящего менеджера по-прежнему крайне сложно. Практика показывает, что для выбора одного такого специалиста порой приходится отсматривать несколько десятков, а порой даже сотен резюме. Ситуация такова, что работодателям нужны опытные «продавцы», а на рынке, в основном, находятся не имеющие опыта и заметных заслуг соискатели, не представляющие для них большого интереса.