Торги на европейских фондовых рынках 17 августа начались с сильного падения котировок. Специалисты утверждают, что инвесторы негативно отреагировали на итоги состоявшегося накануне в Париже франко-германского саммита.
Напомним, президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель предложили создать единое экономическое правительство еврозоны и назначить его главой председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпея. Кроме того, было объявлено о мерах по координации налоговой политики между Германией и Францией. При этом они отказались принять активно лоббируемую Грецией идею о единых европейских облигациях, которые могли бы размыть разницу в надежности между германскими и французскими бумагами с их наивысшим кредитным рейтингом и греческими преддефолтными «бумажками».
Также на саммите не была одобрена идея увеличения объема Европейского фонда финансовой стабильности, который призван оказывать помощь государствам, попавшим в сложное положение. Зато лидеры крупнейших экономик Европы предложили включить в конституции стран-участниц еврозоны обязательство принимать только сбалансированные бюджеты.
Иначе говоря, вопрос рефинансирования госдолга Греции, Ирландии, Португалии, Италии и Испании, финансовое положение которых уже не первый месяц вызывает опасения инвесторов, откладывается. Эти страны заставят не только «затянуть пояса», но и больше работать, чтобы расплатиться по своим долговым обязательствам. В противном случае — наказание неминуемо.
В частности, Германия уже достаточно давно предлагает ввести не только экономические, но и политические санкции против государств, нарушающих нормы базового документа еврозоны — Пакта стабильности и роста. Этот документ определяет предельный дефицит госбюджета для каждой страны сообщества в 3% от национального ВВП и предел госдолга в 60%. Практически все страны Евросоюза сегодня превышают обе эти нормы. Например, Греция по бюджетному дефициту превысила их в 5 раз, по госдолгу — в 2,5 раза. Теперь Афины могут лишиться права голоса в Совете ЕС по экономическим и финансовым вопросам. Несмотря на то, что инициативы ФРГ пока подвергаются критике со стороны большинства стран еврозоны, Берлин не намерен от них отказываться.
Но все же самый главный вопрос — создание единого экономического правительства. Некоторые наблюдатели уже опасаются, что в перспективе эта новая структура может взять на себя функции управления всей Европой, заменив остальные институты Евросоюза.
И все-таки очевидно, что страны еврозоны движутся в сторону усиления экономической интеграции, способной принести немало пользы, в том числе обеспечить дополнительную защиту в случае возникновения экономических кризисов. Развал европейской финансовой системы породил бы хаос в мировой экономике. Следовательно, альтернативы франко-германскому соглашению вряд ли найдутся.
|