На теряющем устойчивость российском автомобильном рынке впрямую столкнулись интересы «АвтоВАЗа» и государственной узбекской компании Узавтопром, выпускающей автомобили по лицензии южнокорейской компании Daewoo. Основным рынком сбыта для Узавтопрома является Россия.
Как считает эксперт «Росбалта» Сергей Ковальченко, если российское руководство введет таможенные ограничения, на которых настаивает руководство «АвтоВАЗа», желая оградить себя от конкурентов из Узбекистана, у Узавтопрома сразу же возникнут серьезные проблемы, что вряд ли понравится официальному Ташкенту.
Анализируя ситуацию, не стоит забывать, что на фоне прохладных отношений между президентами двух стран Дмитрием Медведевым и Исламом Каримовым Европа все более активно заигрывает со странами Центральной Азии в попытках диверсифицировать поставки энергоресурсов. Узбекистан же, в свою очередь, является не только крупнейшим добытчиком газа, но и страной-транзитером «голубого топлива».
Помимо этого, российские «Газпром» и «ЛУКОЙЛ» имеют доли в крупных узбекских проектах. «Поэтому маловероятно, что российские власти в ущерб другим не менее важным интересам страны (сотрудничество в сфере ТЭК) пойдут на ущемление узбекского автопрома в угоду «АвтоВАЗу», — делает вывод Ковальченко.
Сегодня некоторые модели компании Daewoo являются прямыми конкурентами машинам «АвтоВАЗа». В частности, стоимость модели Nexia на российском рынке колеблется в пределах от 270 тыс. до 307 тыс. руб., что сопоставимо с ценой на LADA Kalina и Priora.
Узбекскому производителю в прошлом году удалось реализовать в РФ 95 тыс. автомобилей. В первом квартале 2009 года объем продаж Daewoo узбекской сборки упал в России на 51% (до 11692 машин).
У российского автогиганта в I квартале 2009 года продажи снизились на 39% (до 88720 авто), поэтому он и заинтересован в том, чтобы оказать давление на своих конкурентов. «Поскольку не удалось обойти их по качеству автомобилей, топ-менеджмент тольяттинского завода прибег к испытанным приемам создания искусственных административных барьеров путем лоббирования своих интересов в российском правительстве», — отмечает эксперт.
Несмотря на то что с 10 января 2009 года в РФ уже действуют заградительные таможенные пошлины на новые иномарки, «АвтоВАЗу» это не помогло. Согласно данным по продажам автомобилей за I квартал, чемпионами роста продаж на отечественном рынке стали такие марки, как Peugeot (17,8%), Skoda (8%) и Volkswagen (44%). Это говорит о том, что, несмотря на кризис, потребители не бросились скупать продукцию тольяттинского изготовления. При покупке автомобиля они попрежнему ориентируются на качество.
Остается напомнить, что Правительство РФ не собирается бросать свой главный автомобильный актив на произвол рынка. В 2009 году на госзакупки продукции «АвтоВАЗа» выделено 12 млрд руб., на которые можно приобрести около 60 тысяч машин.
|