По оценке вице-президента Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, 2009-й год «оказался лучше, чем могло бы быть». И хотя без проблем на всех направлениях работы сферы туризма и гостиничного хозяйства Петербурга не обошлось (особенно они затронули въездной туризм и отели города), его итоги обнадеживают. К примеру, въездной поток хотя и перераспределился по сегментам, но остался на уровне 4,8 млн человек. Как следствие, в течение большей части 2009 года наблюдался рост количества размещаемых вакансий в туризме и гостиничном бизнесе города на Неве.
Требуются больше
Картина рынка труда в этой сфере к апрелю 2010 года довольно позитивная: количество вакансий, как минимум, вдвое превышает прошлогодние показатели.
Несмотря на то, что спрос растет, работодатели получают, в среднем, от 200 до 300 откликов на размещенную вакансию. Объясняется это тем, что число соискателей за кризисный период выросло в 1,5–2 раза, и рост объема свободных рабочих мест пока не может удовлетворить предложение.
Тем не менее, как показали результаты недавнего опроса на hh.ru, туризм, ресторанный и гостиничный бизнес — отрасли с наименьшим сроком поиска новой работы. 36 % опрошенных соискателей, которые работают в данной сфере, искали новую работу не более месяца, а еще 22 % — не свыше двух месяцев. В большинстве отраслей экономики от 23 до 32 % кандидатов тратит сейчас на поиск работы более полугода, в то время как в сфере туризма и гостиниц таких насчитывают всего 11 %.
Как считает Тимофей Букрин, генеральный директор специализированного кадрового центра «Туризм и Работа», «сейчас большинство компаний начинает «размораживать» старые проекты, приостановленные год назад, и нередко речь идет о дорогостоящих идеях, связанных с ведением бизнеса в интернете».
С его мнением в целом солидарна и Евгения Шатилова, руководитель проекта «Работа.ру». Она полагает, что «в этом году число вакансий выросло примерно на 20 %, в то время как количество резюме практически не изменилось». Вместе с тем она замечает, что большинство из вакансий относятся к сфере продаж туристических услуг.
Поддерживает коллег и Алексей Захаров, президент рекрутингового портала SuperJob.ru. «Мы отмечаем снижение напряженности, выражающееся в уменьшении соотношения предложения и спроса, — говорит он. — Если в марте-апреле 2009-го оно составляло 25 резюме на опубликованную вакансию, то в марте-апреле 2010 года соотношение уменьшилось и достигает только 10 резюме на вакансию».
О восстановлении кадрового рынка говорит и тот факт, что за год объем свободных рабочих мест, публикуемых на этом портале, вырос в 5,3 раза, о объем резюме — только в 1,8 раза.
Кто на свете всех нужнее
На фоне недавнего кризиса многие компании стремятся объединяться в холдинги и ассоциации, чтобы путем слияния трудовых, материальных и организационных ресурсов преодолеть «точку невозврата». Как результат, уровень требований к кандидатам вырос.
«Сейчас заявки на подбор персонала детальны и конкретизированы, а требуемый опыт работы составляет от 2–3 лет, — констатирует ситуацию Тимофей Букрин. — Повысились и требования к знанию специализированных программ. А вот уровень оплаты труда снизился».
Как считает Евгения Шатилова, «без опыта, знания иностранного языка, привлекательной внешности и умения делать несколько дел сразу о работе в туризме и думать нечего». В то же время она и другие эксперты отмечают, что большая часть соискателей — как раз те люди, которые этим требованиям не отвечают. Основная масса резюме приходит от молодых специалистов, недавно закончивших вузы, а также от людей, желающих перейти в эту сферу из других отраслей.
Правда, в последнее время значительно увеличилось и количество резюме топ-менеджеров (в частности, бывших учредителей и генеральных директоров туркомпаний, прекративших свое существование). Причем этот сегмент сферы услуг продолжает оставаться одним из наиболее «молодых»: к примеру, 86 % менеджеров по продажам, занятых в нем, находится в возрасте не выше 30 лет.
Аппетиты поубавились
Общая тенденция в оплате труда такова: больше работать за меньшие деньги. И хотя часть кандидатов, имея «незаконченное высшее и английский со словарем», пытается диктовать собственные условия, преуспеть в этом невозможно.
Алексей Захаров отмечает, что в настоящее время зарплатные предложения и ожидания все же пришли к некоторому балансу. «Исследования показывают, что соискатели-женщины очень трезво оценивают ситуацию, — резюмирует он. — «Аппетиты» же мужчин выше женских примерно на 5–10 % (в зависимости от профессии) и нередко превышают реальные предложения рынка».
По оценкам портала «Турпром», разброс размера заработной платы, за которую в турфирмах и гостиницах готовы трудиться «средние» соискатели, составляет от 15 до 150 тыс. рублей в месяц, но наиболее часто запрашиваемая сумма лежит в диапазоне 25–35 тыс. рублей.
МНЕНИЯ
Ирина Зуева,
исполнительный директор
агентства «1000 кадров»
— В начале 2009 года многие гостиницы сократили линейный персонал, в среднем, на 15 %. Сейчас ситуация меняется. Количество соискателей уменьшилось, так как отели восстановили часть сокращенных штатных единиц, а другие сотрудники вышли на работу в новые крупные гостиницы. Выпускники специализированных вузов и ссузов активно рассматривают открытые вакансии, да и на рынке еще достаточно качественных кандидатов с неплохим опытом работы. Но скоро у кандидатов появится выбор, и они начнут сравнивать предлагаемые условия найма. Актуальными для всех гостиниц остаются позиции квалифицированных поваров, метродотелей, сотрудников службы приема и размещения. Закрытие позиций официантов и горничных, несмотря на стандартно высокий процент текучести персонала на данных позициях, пока не вызывает опасений.
Егор Алексеев,
руководитель службы маркетинга и PR
HeadHunter::Санкт-Петербург
— Большое количество желающих работать в туризме и гостиничном хозяйстве при растущем, но ограниченном предложении вакансий приводит к тому, что работодатели получают, в среднем, от 200 до 300 откликов на размещенную вакансию. Тем не менее, как показали результаты недавнего опроса на hh.ru, это отрасли с наименьшим сроком поиска новой работы. Что касается заработных плат, то их снижение произошло по всем популярным позициям, кроме менеджера по туризму. Это может быть связано с тем, что количество россиян, которые прибегают к услугам турагентств для организации отдыха, за время кризиса сократилось, и компании привлекают более талантливых «продавцов», которым нельзя платить меньше.
Екатерина Горбач,
менеджер по работе с ключевыми клиентами
кадровой корпорации Manpower
— Состояние гостиничной и туристической индустрии зависит не только от экономической ситуации, но и от сезонности. Несмотря на кризис, во многих сферах гостиничного хозяйства и туристической индустрии существует кадровый дефицит. По-прежнему не хватает квалифицированного обслуживающего персонала, особенно остро нуждаются в грамотных специалистах службы бронирования, размещения и обслуживания гостей. Кандидаты не владеют иностранными языками, навыками делового общения, у многих отсутствуют необходимые психологическими качествами. На рынке нет и профессиональных менеджеров среднего и высшего звена для отелей. Туристические компании, в свою очередь, практически лишены грамотных консультантов и менеджеров по работе с клиентами. Сложная ситуация и с профессиональными гидами, экскурсоводами.
Ирина Соболева,
консультант по подбору персонала,
«АНКОР Розница и гостеприимство» в Петербурге
— По сравнению с прошлым годом ситуация постепенно нормализуется. В 2009-м многие компании сократили штат горничных, официантов, а требования к соискателям возросли. Часто взамен уволившегося сотрудника нового не искали, а распределяли его обязанности среди оставшихся. Теперь рынок труда «оживает», постепенно разворачивается от работодателя в сторону сотрудника. Снова «острой» становится проблема линейного персонала — традиционная нехватка горничных, официантов, барменов особенно в период «высокого» сезона. Это обусловлено возобновившейся высокой текучестью таких специалистов: часто персонал такого рода набирается из числа студентов, которые изначально не рассматривают эту работу как постоянную.