Российская делегация во главе с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным проинспектировала в апреле строительство рельсосварочного завода в городе Рас-Лануф (нефтеэкспортный порт на севере Ливии), который возводит ЗАО «Псковэлектросвар» (входит в группу компаний «Технология металлов», является стратегическим партнером РЖД). Сдать завод в эксплуатацию планируется 28 мая 2010 года.
Запуск нового предприятия является частью контракта РЖД на строительство 500‑километрового участка железной дороги Сирт — Бенгази, которая соединит через Ливию ее соседей — Египет и Тунис. Стоимость контракта превышает 10 млрд руб. Завод, представляющий собой комплекс современного высокотехнологичного оборудования для сварки 600 километров рельсов в год, должен быть построен «под ключ».
Заключение контракта стало возможным в результате соглашения о торгово-экономических и финансовых отношениях в рамках урегулирования долга Ливии перед бывшим СССР. Оно было подписано лидером ливийской революции Муамаром Каддафи и президентом России Владимиром Путиным во время его визита в Ливию в апреле 2008 года.
«Псковэлектросвар» участвует также в поставках рельсосварочного оборудования в Венесуэлу, Кубу, Казахстан, Узбекистан и другие страны. В июле прошлого года экспозиция псковского предприятия была с успехом продемонстрирована в Алжире.
— Алжир представляет сегодня большую строительную площадку, — говорит гендиректор «Псковэлектросвара» Сергей Журавлев. — Там ведется активная разработка нефтяных и газовых месторождений, бурно развивается строительство, в том числе железных дорог. А поскольку наш завод специализируется на производстве рельсосварочного оборудования, то к нашей экспозиции проявили интерес как государственные, так и частные структуры, которые занимаются строительством железнодорожных путей.
Еще одно направление, которое успешно развивает «Псковэлектросвар», — разработка оборудования для сварки труб большого диаметра для нефте- и газопроводов. Возможности новых сварочных комплексов, разработанных с участием специалистов ОАО «Газпром», ООО «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий — Газпром ВНИИГаз» и федерального государственного учреждения «Научно-учебный центр «Сварка и контроль» при МГТУ им. Н. Э. Баумана, были продемонстрированы в Пскове и получили высокую оценку участников презентации.
Предполагается, что после доработки сварочные комплексы будут использоваться при прокладке газопровода Северный морской поток. Как заметил Сергей Журавлев: «Надеемся, что наши машины уже в 2011 году будут установлены на барже и станут варить трубопроводы по дну Балтийского моря».
По словам Сергея Дробжева, на основе инновационных технологий «Псковэлектросвар» намерен в ближайшие несколько лет создать сварочные комплексы, у которых не будет аналогов в мировой практике. Достаточно сказать, что экономический эффект от применения одного такого комплекса, по сравнению с лучшими зарубежными аналогами, составляет около $ 400 тыс. на 50 км трубопровода.
Как считает президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов, именно «заточенность» на инновации, партнерство с «Газпромом» и РЖД и получение через эти крупные компании госзаказов позволили «Псковэлектросвару» стать одним из немногих предприятий региона, которые относительно благополучно миновали наиболее трудную фазу кризиса. По его мнению, если бы правительство России шире использовало практику госзаказов и стимулирования реинноваций на предприятиях, подобных «Псковэлектросвару», динамика развития отечественной экономики сегодня была бы совсем другой.
Напомним, что ЗАО «Псковэлектросвар» в постсоветский период сумело сохранить специализацию (выпуск тяжелого электросварочного оборудования) и опытно-экспериментальную базу, включающую несколько лабораторий, где работают 50 научных сотрудников.
|