Причина таких действий не только в том, что за такой транзит Киев ежегодно получает минимум $200 млн. Почти 40% объема экспортируемой российской нефти перекачивается, и уже который год через Украину по нефтепроводу `Дружба`, проложенному 40 лет назад в страны Восточной Европы, и по его ответвлениям к украинским черноморским портам. В условиях активного сближения Украины с НАТО и США Киев может препятствовать под любыми предлогами этому транзиту, обвиняя в срыве поставок Россию. Что украинские власти уже делали в 2006-2007 гг., и на что, скажем так, `антироссийски` реагировали в руководстве ЕС.
Вдобавок, подготовлен проект сдачи в долгосрочную аренду западным фирмам нефтепроводной сети между Западной и Юго-Западной Украиной (Одесса - Броды - граница с Польшей), и не исключено, что такая же участь ждет украинские нефтепроводы, обслуживающие российский экспорт. Так что политическая составляющая российских нефтепроводных проектов в обход Украины и стран Балтии - едва ли меньше экономической...
Премьер-министр России Владимир Путин 14 мая подписал правительственные документы о необходимости строительства в 2008-2012 гг. второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) протяженностью свыше 500 км и пропускной способностью свыше 16 млн тонн/год.
БТС-2 - это ответвление от участка нефтепровода `Дружба` в Брянской области - вблизи границы РФ с Белоруссией и Украиной (район Унеча). Оно пройдет вдоль границ РФ с Белоруссией, Латвией и Эстонией до порта Усть-Луга.
Эти объекты `примут` минимум до 70% ежегодного объема российской нефти, перекачиваемого через Латвию с Литвой и Украину в европейское зарубежье. Ежегодная нефтетранзитная экономия РФ превысит в среднем по $150 млн на украинском и латвийско-литовском направлениях.
Существует также проект нефтепровода через Белоруссию в Польшу: это ответвление через Северную Беларусь в Польшу от российского трубопровода на Новополоцк - Верхнедвинск (Белоруссия), а также в Литву и Латвию, в том числе к их балтийским портам (Бутинге, Вентспилс).
Протяженность `проектного` нефтепровода - свыше 400 км, пропускная способность - до 13 млн тонн/год. По оценкам, эта артерия может переориентировать на себя минимум четверть ежегодной перекачки российской нефти с латвийско-литовского направления.
Кроме того, возможно задействовать нефтепровод и нефтепродуктопровод от Бреста в Польшу, использовавшиеся в рамках Варшавского договора.
По мнению аналитика-транспортника, доктора технических наук Сергея Бортеева, `Россия ныне более активно создает собственную систему для экспорта топливного сырья, ибо транзитная зависимость РФ уже трансформируется в политическую плоскость. Точнее, используется для политического давления на Россию, в том числе - со стороны Запада. Для такого давления `транзитные` страны повышают тарифы на транзит или понижают их, если Москва идет на политические уступки этим странам. Что до альтернативных путей - прежде всего это Беларусь, где самые низкие в бывшем СССР транзитные тарифы и минимальное расстояние между Россией и европейским зарубежьем. В большей мере можно использовать для экспортных перевозок и российское побережье Финского залива, Черного, Азовского морей, а в перспективе - и порты Мурманской области`.
Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества, считает, что `если цена на транзит газа по территории Украины будет выше европейской, Москва наверняка решит строить проходящий через Беларусь и Польшу газопровод Ямал - Европа-2 стоимостью $4 млрд и мощностью 33 млрд кубометров в год. Более того, как считают в `Газпроме`, если все три новых газопроводных проекта (`Южный поток`, `Северный поток` (`Нордстрим`) и Ямал - Европа-2) будут задействованы, годовой объем транзита российского газа через Украину наверняка снизится со 110 млрд кубометров в 2007-м до 27 млрд кубометров в 2013 году. Речь идет о просчитанной стратегии, нацеленной на минимизацию транзитной уязвимости РФ`.
|