Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Дружба` повернет на север - ЭиВ N 18 (702)
МИР
`Дружба` повернет на север
No. 18 (702) 26.05.2008
Алексей ЧИЧКИН
Россия твердо решила `обходить` страны Балтии и Украину в экспорте энергоресурсов
Причина таких действий не только в том, что за такой транзит Киев ежегодно получает минимум $200 млн. Почти 40% объема экспортируемой российской нефти перекачивается, и уже который год через Украину по нефтепроводу `Дружба`, проложенному 40 лет назад в страны Восточной Европы, и по его ответвлениям к украинским черноморским портам. В условиях активного сближения Украины с НАТО и США Киев может препятствовать под любыми предлогами этому транзиту, обвиняя в срыве поставок Россию. Что украинские власти уже делали в 2006-2007 гг., и на что, скажем так, `антироссийски` реагировали в руководстве ЕС.

Вдобавок, подготовлен проект сдачи в долгосрочную аренду западным фирмам нефтепроводной сети между Западной и Юго-Западной Украиной (Одесса - Броды - граница с Польшей), и не исключено, что такая же участь ждет украинские нефтепроводы, обслуживающие российский экспорт. Так что политическая составляющая российских нефтепроводных проектов в обход Украины и стран Балтии - едва ли меньше экономической...

Премьер-министр России Владимир Путин 14 мая подписал правительственные документы о необходимости строительства в 2008-2012 гг. второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) протяженностью свыше 500 км и пропускной способностью свыше 16 млн тонн/год.

БТС-2 - это ответвление от участка нефтепровода `Дружба` в Брянской области - вблизи границы РФ с Белоруссией и Украиной (район Унеча). Оно пройдет вдоль границ РФ с Белоруссией, Латвией и Эстонией до порта Усть-Луга.

Эти объекты `примут` минимум до 70% ежегодного объема российской нефти, перекачиваемого через Латвию с Литвой и Украину в европейское зарубежье. Ежегодная нефтетранзитная экономия РФ превысит в среднем по $150 млн на украинском и латвийско-литовском направлениях.

Существует также проект нефтепровода через Белоруссию в Польшу: это ответвление через Северную Беларусь в Польшу от российского трубопровода на Новополоцк - Верхнедвинск (Белоруссия), а также в Литву и Латвию, в том числе к их балтийским портам (Бутинге, Вентспилс).

Протяженность `проектного` нефтепровода - свыше 400 км, пропускная способность - до 13 млн тонн/год. По оценкам, эта артерия может переориентировать на себя минимум четверть ежегодной перекачки российской нефти с латвийско-литовского направления.

Кроме того, возможно задействовать нефтепровод и нефтепродуктопровод от Бреста в Польшу, использовавшиеся в рамках Варшавского договора.

По мнению аналитика-транспортника, доктора технических наук Сергея Бортеева, `Россия ныне более активно создает собственную систему для экспорта топливного сырья, ибо транзитная зависимость РФ уже трансформируется в политическую плоскость. Точнее, используется для политического давления на Россию, в том числе - со стороны Запада. Для такого давления `транзитные` страны повышают тарифы на транзит или понижают их, если Москва идет на политические уступки этим странам. Что до альтернативных путей - прежде всего это Беларусь, где самые низкие в бывшем СССР транзитные тарифы и минимальное расстояние между Россией и европейским зарубежьем. В большей мере можно использовать для экспортных перевозок и российское побережье Финского залива, Черного, Азовского морей, а в перспективе - и порты Мурманской области`.

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества, считает, что `если цена на транзит газа по территории Украины будет выше европейской, Москва наверняка решит строить проходящий через Беларусь и Польшу газопровод Ямал - Европа-2 стоимостью $4 млрд и мощностью 33 млрд кубометров в год. Более того, как считают в `Газпроме`, если все три новых газопроводных проекта (`Южный поток`, `Северный поток` (`Нордстрим`) и Ямал - Европа-2) будут задействованы, годовой объем транзита российского газа через Украину наверняка снизится со 110 млрд кубометров в 2007-м до 27 млрд кубометров в 2013 году. Речь идет о просчитанной стратегии, нацеленной на минимизацию транзитной уязвимости РФ`.

Другие материалы рубрики
МИР
18.06.12Большой юбилей Изборска
В сентябре представители стран Евросоюза собираются отдать дань уважения крохотному Изборску, гарнизон которого в далеком прошлом не раз поколачивал их предков, претендовавших на русские земли
18.06.12Для своих пожадничали?
Прошедшая в Торгово-промышленной палате РФ конференция «Обеспечение энергобезопасности и инвестиционной привлекательности Калининградской области РФ» призвала построить ветку от «Северного потока» в эту область
18.06.12Час Х для Европы
17 июня в Греции и во Франции прошли парламентские выборы, исход которых может решить судьбу еврозоны. Отказ греков от евро поставит европейцев на грань глубокого кризиса. Французы также грозили преподнести «подарок», проголосовав за социалистов, которые не поддерживают пропагандируемый Германией режим экономии
28.05.12Достоев­ский в опас­ности!
В Семее (так в Казахстане в соответствии разрешено именовать в русской транскрипции Семипалатинск) с молчаливого согласия городских властей сносят легендарный памятник истории, связанный с именем Федора Михайловича Достоевского
28.05.12Эстония: транзитные «акценты» — в пользу России?
Основное направление транспортной политики Эстонии в 2012-м и последующие годы — стимулирование роста грузотранзита из России и СНГ в целом.
28.05.12Зачем НАТО Януковичу?
Попытки украинской власти избежать международной изоляции могут бросить Виктора Януковича в объятия НАТО. Законодательно Украина к этому готова: в документах зафиксирована ее внеблоковость, но о нейтралитете нет ни слова
14.05.12Поближе к  ЕС ведет „дорожная карта“
Губернатор Псковской области Андрей Турчак и министр экономики Латвии Даниэль Павлют подписали «дорожную карту», предусматривающую пошаговую реализацию заключенного ранее соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru