На прошлой неделе многие обратили внимание на пикировку, которая произошла на заседании правительства между премьер-министром РФ Виктором Зубковым и министром транспорта Игорем Левитиным. Речь шла о необходимости ускорить сооружение Западного скоростного диаметра в Петербурге. А по сути - о `пробках` на пути решений в высших эшелонах российской власти, блокирующих реализацию важнейших проектов.
Дело касается порядка софинансирования транспортных проектов со стороны федерального бюджета. Деньги есть, а проезжая часть улиц Петербурга все более напоминает гигантскую автостоянку. Из-за `пробок` все сложнее перемещаться на автомобилях. Проекты, призванные `расшить` транспортные проблемы, вроде бы есть. Но почему-то не реализуются. Или их претворение на практике не приносит облегчения горожанам, не стимулирует развитие бизнеса.
Это касается, в частности, конфигурации Кольцевой автодороги. Часть ее участков не достроена. Не хватает съездов. Толком не обустроены подходные трассы, ведущие в Ленобласть. Как результат - КАД не спасает от `пробок`.
Сооружение Западного скоростного диаметра - еще один проект, призванный смягчить ситуацию с транзитом автотранспорта через город. Но пока собирались возводить первый участок с привлечением федеральных средств, проект подорожал примерно в 1,5 раза.
В Минтрансе РФ заявили, что со своей стороны постарались создать все условия для решения транспортных проблем в Петербурге, однако в городе демонстрируют неумение осваивать крупные проекты с привлечением федеральных средств. В ответ на это В. Зубков и дал понять, что ситуация в действительности сложнее, чем представляют в Минтрансе РФ. И простым переводом стрелок в сторону петербургских властей, не слишком эффективно координирующих работу заказчиков, подрядчиков и субподрядчиков по транспортным проектам, инфраструктурную проблему не решить.
Практика показывает: многие проблемы при освоении крупных инвестпроектов начинаются с этапа проектирования объектов. После того как деньги на финансирование строительства уже заложены в бюджет, от проектировщиков требуют выполнить работу в сжатые сроки. Однако в таких условиях они могут представить лишь самые общие разработки. Составить на основе таких разработок точную смету оказывается нереально, потому что с задержкой поступают данные о спецификациях, используемых материалах и закупаемом оборудовании. Все это выбирает не заказчик, а подрядчики.
В результате проектировщикам платят с опозданием, а подрядчиков вынуждают начать работы, по сути, в `кредит`: транши из федерального бюджета поступают поэтапно. А закрыть начальные этапы работы и отчитаться за них нельзя. Ведь учитываются не все реальные расходы подрядчиков. Предоплата не предусмотрена, как и переход финансирования на следующий год, если, скажем, изменятся цены на стройматериалы.
Если выйти за рамки правил, то контролеры Счетной палаты могут указать на нецелевое расходование государственных средств. Получается замкнутый круг: деньги из казны формально выделены, но освоить их в сжатые сроки сложно.
И пока чиновники препираются друг с другом, демонстрируя беспомощность власти, Петербург все больше задыхается в автомобильных `пробках`.
|