В Петербурге на прошлой неделе строители с размахом отметили свой профессиональный праздник. Рынок растет так быстро, что не всегда удается в срок освоить финансовые средства, которые текут рекой. В то же время по телевидению показали сюжет: дотошные граждане нашли в Интернете стоимость сооружения подземного пешеходного сооружения в одном из городов США и сравнили ее с ценой аналогичного объекта в Петербурге. Разница оказалась четырехкратной не в пользу города на Неве.
Самым интересным был комментарий чиновника, на который мало кто обратил внимание. Однако из него можно сделать вывод: стоимости строительно-монтажных работ в США и Петербурге сопоставимы. А вот стоимость процедурно-разрешительных вопросов, связанных с возведением объектов такова, что по этому показателю Россия готова затмить все города Европы.
Эти процедуры, в конечном итоге, призваны сделать строительство безопасным. И все же вероятность обрушений зданий в Петербурге не исключена. В зоне риска не только здания старых вокзалов, рынков и крупных спортивных объектов, но и сравнительно новые здания. В частности, в Ассоциации предприятий железобетонных изделий `Абетон` полагают, что проблемы качества строительства в городе могут начаться уже на стадии проектирования: раньше проекты готовили специализированные институты, а теперь - так называемые малые мастерские.
В результате появляются проекты, которые не стыкуются по разделам. При этом заказчики и строители стараются экономить в ходе всей `строительной цепочки`, например меняя железобетонные конструкции на металлические. Стоимость услуг при такой `экономии` должна бы снижаться. Но она, как это ни странно, растет.
Не способствуют эти процедуры и налаживанию безопасности работ на стройплощадках. Рушатся лестничные клетки, падают стрелы башенных кранов. На прошлой неделе на территории строительства комплекса `Графский пруд-2` опять рухнула стрела крана. Пострадал монтажник.
При этом в правительстве города утешают граждан тем, что в статистике растрескивающихся стен зданий, завалившихся конструкций и падений подъемных кранов нет повторений. Чрезвычайные ситуации на стройках `не являются систематическими`. И нет ничего страшного в том, что, после того как стрела крана весной 2007-го протаранила 12-этажный жилой дом на Камышовой улице (где погибли трое), прокуратура провела проверки и выявила 81 нарушение правил эксплуатации башенных кранов. Причину этих ЧП, дескать, надо искать в `человеческом факторе`.
Чиновники хорошо надзирают за ходом строительства, а вот в строительных компаниях - плохо следят за своим персоналом.
Кого беспокоят безопасность и странный рост капиталоемкости строительной отрасли? Главное, чтобы возводили здания в Петербурге по всем правилам и процедурам. Не случайно, судя по анализу итогов 350 проверок службы стройнадзора, которые проведены в июле 2007-го, больше всего карательных санкций применено именно к тем компаниям, которые строят и эксплуатируют объекты без пакета необходимых разрешений.
О чем переживать, если в Петербурге до конца года планируют ввести в эксплуатацию около 2,5 млн кв. метров жилья. Причем в I половине 2007-го уже возвели 1,3 млн кв. метров, сдали в строй 45 бизнес-центров, 40 торговых объектов, более 30 автостоянок и гаражей, 29 АЗС и 5 гостиниц. Город растет и развивается. Вопрос в том - какой ценой.
|