С тех пор как 27 лет назад в московское небо уплыл олимпийский Мишка, наша страна не раз примерялась к новым возможностям опять провести зимние или летние Игры, но всегда отступала, едва начав состязание. Сегодня, после успеха Сочи, об этих неудачных попытках Москвы и Петербурга предпочитают не вспоминать, а стоило бы, чтобы понять, почему на сей раз удалось победить в игре со всем остальным миром.
Многие миллионы россиян, радующиеся сейчас приходу зимней Олимпиады на нашу землю как своей личной победе, должны сразу отдавать себе отчет в том, что именно они станут на ближайшие 7 лет главными спонсорами подготовки игр в Сочи. Все мы в качестве налогоплательщиков, а также покупателей различных товаров и услуг будем нести бремя беспрецедентных затрат на создание практически с нуля уникальных олимпийских объектов.
Накануне голосования в Гватемале была озвучена сумма государственных гарантий России по успешному проведению Олимпиады в Сочи - $12 млрд. Чтобы понять масштаб этой цифры, достаточно будет напомнить: расходы бюджета Петербурга на 2007 год были установлены в размере 238,5 млрд руб., что по действующему обменному курсу равно примерно $9,3 млрд. Иными словами, федеральный бюджет сегодня готов направить на нужды подготовки к Олимпиаде средства, на которые целый год существуют и развиваются четвертый по числу жителей в Европе мегаполис и еще две-три соседние области России - семь-восемь миллионов человек.
Дальше - больше. Едва был подписан контракт с МОК на проведение в Сочи Олимпиады-2014, как из администрации Краснодарского края пришло сообщение о том, что в целях успешного проведения игр для развития спортивной и иной инфраструктуры в крае рассчитывают привлечь не менее 500 млрд руб. частных инвестиций (то есть еще два с лишком годовых бюджета Петербурга). Тем самым уже сейчас можно говорить о том, что реальный бюджет Игр в Сочи превысит $30 млрд.
Первыми вкушать пирог огромных инвестиций кинулись госмонополии. `Российские железные дороги` уже разрабатывают проект строительства скоростной железнодорожной магистрали Москва - Сочи, по которой поезда, двигаясь со скоростью 250-300 км в час, могли бы подвозить пассажиров из Белокаменной к олимпийским объектам за 6-7 часов. Трудно представить, что в РЖД будут финансировать столь амбициозный и затратный проект, не забираясь в карманы пассажиров, передвигающихся и на всех остальных направлениях.
Добавьте сюда аппетиты авиаторов, энергетиков и особенно проектировщиков и строителей, уже осаждающих своих сочинских заказчиков. И ведь государство всем насыпет в кормушку щедрой рукой, чтобы никто ни в чем не знал отказа. А как же иначе - престиж нации выставлен на общемировое обозрение.
К сожалению, радуясь возможности провести главный спортивный праздник в своей стране и тем самым оказаться в центре внимания всей планеты, наши лидеры не очень-то озаботились объяснениями по поводу предстоящих затрат с собственным населением. На обработку общественного мнения за рубежом уже затрачены сотни миллионов долларов, а у себя в России, видимо, рассчитывают договориться с народом запросто, упирая на его патриотизм и любовь к великим спортсменам.
Представители проигравших городов искренне признали, что оказались не готовы конкурировать со страной, где могут выложить на большой спорт такие огромные деньги. И то правда: вряд ли найдется еще государство, где интересы высшего общества так мало связаны с нуждами большинства населения.
|