III Международный военно-морской салон, прошедший в Петербурге с 27 июня по 1 июля, как считают в Федеральном агентстве по промышленности, ни в чем не уступил авиасалону в Москве - как по зрелищности, так и по эффективности.
Впервые в рамках такого мероприятия в городе на Неве были подписаны крупные контракты на поставку продукции российских корабелов за рубеж. Их оценили в десятки миллионов долларов. И значительная доля этих средств досталась предприятиям судостроения и оборонно-промышленного комплекса Северо-Запада РФ.
Само сравнение военно-морского и авиационного салонов глубоко символично. И дело здесь не в том, что Петербург опять в чем-то догоняет столицу. В Правительстве РФ на этот раз хотели подчеркнуть другое: воздушный и морской флот сегодня взаимосвязаны. Настолько, что образуют единый комплекс, который становится самой эффективной `платформой` для размещения заказов на современные вооружения. Не случайно страны, взявшие курс на национальную независимость, в первую очередь закупают корабли, подводные лодки и боевые самолеты.
Не следует также забывать о том, что через 30 лет, по прогнозам ученых, многие континентальные месторождения нефти и газа истощатся и основной акцент в добыче энергоресурсов сместится в шельфовые зоны морей. Контроль прибрежных вод и неба над ними становится важнейшей стратегической задачей.
В России многое могут закупить за рубежом на вырученные от продажи сырья и энергоресурсов средства: бытовую технику, станки, компьютеры, автомобили... Но великой державе нельзя обойтись без самолетов и кораблей отечественного производства, потому что иначе продавать собственную продукцию на мировом рынке придется на условиях, которые продиктуют те, у кого есть свои авиация и флот.
Авиа- и судостроение имеют не только оборонное значение. Эти отрасли оказывают огромное влияние на весь гражданский сектор экономики. Если проследить за реформами международного права, то несложно заметить тенденцию, характерную для последних десяти лет: законодательство в сфере гражданских морских и воздушных перевозок - одно из самых жестких в плане обеспечения безопасности. Оно стимулирует к инновациям связанные с этими отраслями промышленные производства.
И военно-морской салон в Петербурге показал: в России способны выйти на самые передовые рубежи. Судя по экспозициям, на многих предприятиях научились демонстрировать свою продукцию на удивление эффектно.
Но пока нет ответа на самый главный вопрос: как снизить издержки при выпуске, по сути, штучных изделий? Ведь рассчитывать на массовые закупки уникальных кораблей сегодня не приходится: слишком много в такой продукции компонентов, которые быстро технологически устаревают.
Для решения проблемы, как показывают дискуссии во время салона, предпринимателям придется менять не только оборудование в своих цехах, но и производственную философию. Теперь надо думать, как перековать инновации в прибавочный продукт.
К сожалению, сегодня внедрение инноваций нередко превращается в особо изощренный способ выведения активов из заводских цехов - в надежде на то, что государство потом придет и покроет убытки. Но в этом ли смысл новой волны госрегулирования отечественной индустрии?
|