Международная выставка `Норвеком` в 2007 году превратилась в праздник двух холдингов - `Связьинвеста` и `Телекоминвеста`. Все прочие участники - те, кто хочет с ними дружить. В узком кругу связи на Северо-Западе РФ оказалось всего полсотни компаний. Куда ушли все остальные?
То, что выставка сбавляет обороты, было заметно и раньше: шесть лет назад `Норвеком` собрал свыше 130 представителей отечественных и зарубежных компаний, которые экспонировались в двух павильонах `Ленэкспо`. После этого в Минсвязи РФ выставке был присвоен федеральный статус.
В 2003-м году впервые дочерние структуры `Связьинвеста` и `Телекоминвеста` заняли отдельный и самый престижный павильон. На `Норвекоме-2002` рядом находилось место и другим игрокам рынка, в частности сотовому оператору МТС.
В 2003-м МТС перебрался в другой павильон. Аналогично поступили и некоторые другие компании. Это выглядело своего рода демонстрацией: специалисты давно заметили, что конфигурация выставки довольно точно отражала состояние дел на петербургском рынке телекоммуникаций. Если игроков не связывала дружба, то они предпочитали держаться друг от друга подальше.
На последующих выставках менеджеры ряда фирм заявили, что вообще не видят пользы от участия в `Норвекоме`. 2007 год стал рекордным по количеству `отказников`. Выставка ужалась более чем вдвое. И, по-видимому, чтобы заполнить пустоту, монополисты от телефонии при ее открытии организовали для посетителей шоу с девушками, музыкой и подтанцовками.
Шоу получилось эффектным. А вот эффективность вложения средств в подобные проекты вызывала сомнения: в кулуарах публика только качала головой, подсчитывая расходы тех, кто заказывал музыку. Хорошо, видать, живут монополисты после того, как вступил в силу новый закон о связи, которым чиновники перекроили рынок телекоммуникаций.
Последствия принятия этого закона были очевидны. Председатель правления компании `Tele2 Россия` Юрий Домбровский в конце 2006-го так прокомментировал их: напряженное обсуждение законопроекта в Госдуме показало, что целый ряд его положений создает дополнительные административные и финансовые барьеры для операторов. И больнее всего они ударили по небольшим фирмам.
Ну а рядовые потребители оценили все прелести реформы на своем кошельке. Государство помогло монополистам в сфере связи взять с населения дань. Однако объем инвестиционных программ телефонистов в 2007 году, судя по данным, которые представил на `Норвекоме` гендиректор ОАО `Северо-Западный Телеком` Владимир Акулич, запланирован всего лишь `не меньше` уровня 2006-го. А потребители ожидали услышать, что вложения будут намного больше.
Качество телефонии, выходит, в ближайшей перспективе останется то же. А цены - выше. И игроков на рынке связи - меньше...
|