Еще совсем недавно таможенники убеждали руководство страны: длинные очереди на границе из фур - дело прошлого. Дескать, технологии пропуска грузов меняются к лучшему. Но подошел к концу 2006 год, и то, что творится на дорогах, ведущих к Латвии (пункты пропуска Терехово и Гребнево), сравнивают с бедствием: там поставлен рекорд - грузовики в ожидании таможенных процедур растянулись на 20 километров.
В Латвии пообещали в 2007 году принять экстренные меры, включая строительство участка новой автодороги Лудзы - Терехово, а также автостоянок у границы. В ЕС готовы выделить недостающие средства.
В Латвийской ассоциации международных автоперевозчиков полагают, что случившееся - закономерность: в течение последних лет грузопоток на дорогах, соединяющих Россию и Латвию, постоянно рос. Только в 2005 году он увеличился на 27% к предыдущему году.
Вхождение стран Балтии в ЕС привело к повышению спроса на транзитные автоперевозки. Парк фур в одной только Латвии вырос на 40%. Пропорционально прибавилось и зарубежных автоперевозчиков. Причина простая: создан сквозной коридор от границы с РФ до крупных латвийских портов. Именно за счет эффективной работы с автоперевозчиками в портах, обрабатывая меньшие объемы транзитных грузов, чем прежде, сумели стабилизировать доходность стивидорного бизнеса. Ведь в фурах возят только дорогие товары.
То был тихий ответ на ту политику властей РФ, которая предполагала перенацелить грузы на перевалку в российских морских терминалах. Теперь за амбиции политиков приходится расплачиваться грузовладельцам. Можно предположить, что если в РФ примут адекватные меры для расшивки очередей на границе, как это намерены сделать в Латвии в 2007 году, то спустя некоторое время ситуация повторится. И в конце концов грузовиками будут забиты не только подходы к границе, но и магистрали Ленобласти.
Проблема в том, что грузы по-прежнему выгодно доставлять через порты стран Балтии, только везут их теперь все больше на автомобилях. Российским транспортным чиновникам неприятно обсуждать эту тему. Они рапортовали, что успешно развернули перевозки внешнеторговых грузов в сторону отечественных терминалов. И сами, по-видимому, поверили в миф о достигнутой высокой конкурентоспособности наших морских портов на Балтике, манипулируя статистикой железнодорожных перевозок. С рельсов грузы действительно ушли. Но зато стали прорываться в страны Балтии по автодорогам.
Да и куда им еще деваться, если у России на Балтике нет современных ролкерных терминалов, необходимых для развития смешанных цепочек грузоперевозок (колесная техника - морское судно)?
Увеличение объемов грузов с высокой добавленной стоимостью, которые выгодно перевозить автомобилями, вполне объяснимо: население России все больше охватывает потребительский зуд. А постоянно растущий спрос удовлетворяют в основном за счет покупок товаров из-за границы или с импортными комплектующими...
Поправки в работу приграничной автодорожной инфраструктуры (кто бы спорил!) нужны. Но они не решат всех проблем, связанных с обеспечением новых потребностей экономики и населения России, развития международной торговли и кооперации.
|