Когда мы говорим о стратегической зависимости России от поставок сырья на Запад, то забываем о том, что подобная схема в еще более жестком варианте действует и в отношениях между российскими мегаполисами и нашими же территориями, где сосредоточены основные районы добычи нефти, газа и угля. Но если в обмен на свои поставки на Запад российские нефтяники и газовики получают современные технологии и оборудование, то из наших столиц в нефтегазоносные провинции движутся совсем иные товары.
Убеждает в этом даже поверхностный анализ внутрироссийских экономических связей, подготовленный специалистами к прошедшей 31 октября в городе на Неве конференции `Республика Коми, Санкт-Петербург, Ленинградская область: грани сотрудничества (история, современность, перспективы)`.
Так, в 2005 году из Республики Коми поставлено в Петербург сырьевых товаров (бензина, мазута, битума, деловой древесины, картона, бумаги, линолеума) на 1075,9 млн руб. Навстречу этому потоку из Петербурга двигались вагоны и машины с колбасными и кондитерскими изделиями, трикотажем, обувью, мукой, крупами, консервами, ювелирными украшениями, игрушками, алкоголем, пивом и сигаретами. Правда, общий объем этой продукции потянул только на 555 млн руб. Тем самым дисбаланс в торговле в пользу РК сложился двукратный.
Еще красноречивее цифры, характеризующие экономические связи Республики Коми с Ленинградской областью. В 2005 году структура поставок северян была примерно та же, что и в Петербург, с учетом более высокой потребности Ленобласти в угле, а общий их объем достиг 1147,2 млн руб. Из Ленобласти же было завезено в РК товаров всего на 64 млн руб., то есть на сумму в 18 раз меньше.
Как выяснилось на встрече главы РК Владимира Торлопова с журналистами в Балтийском информационном агентстве, губернаторов Петербурга и Ленобласти такой диспаритет в торговле особо не беспокоит, они выразили свою заинтересованность в расширении сырьевых поставок из Коми края.
Северяне же подходят к сотрудничеству более изобретательно, предлагая использовать возможности Петербурга и окружающей его территории комплексно. Прежде всего, их интересует интеллектуальный потенциал проектных организаций, который может быть востребован и уже задействован при проектировании и строительстве ряда новых крупных промышленных объектов в РК, таких как Удорский целлюлозный завод, Троицко-Печорский картонный комбинат.
В республике уже начинает разворачиваться возведение крупнейшего в мире глиноземного завода, которое финансируют находящиеся в процессе объединения компании СУАЛ и РУСАЛ. На этом предприятии будут работать 3-5 тыс. квалифицированных специалистов, а рядом возникнет, по сути, новый город с населением 20-25 тыс. человек. Власти РК, как заявил Владимир Торлопов, рассчитывают привлечь к становлению предприятия и города петербургских специалистов.
Востребованы петербуржцы и для развития транспортной системы РК, проектирования дорог, мостов и развязок. С начала 1990-х руководство республики бьется за строительство БелКомура - железнодорожной магистрали, которая соединит Пермский край через РК с портами Белого и Баренцева морей и даст прямой выход грузам на север Финляндии и в Скандинавию. Трасса позволит сократить стальной путь на 800 км, но пока эти планы, как невесело прокомментировал ситуацию В. Торлопов, упираются в интересы тех, кто привык мыслить в масштабах тонна-километров.
Успешнее реализуется другой транспортный проект - строительство автодороги Медвежьегорск - Каргополь - Сыктывкар - Кудымкар, которая даст выход из Перми и Северного Урала на трассу `Кола`. В октябре 2006 года был сдан последний участок этой дороги на территории Республики Коми. Возведение трассы завершится в 2010 году, а путь автомашин от Сыктывкара до Петербурга сократится на 560 км.
В Коми крае готовы вкладывать средства в развитие культурного сотрудничества, в обучение молодежи в престижных петербургских вузах, в лечение жителей республики в специализированных клиниках Петербурга. Санатории Ленобласти могут рассчитывать на приезд дополнительного количества северян на отдых.
Столь развернутой программы взаимодействия власти Петербурга и Ленобласти своим коллегам предложить пока не смогли. Может быть, потому, что инициатива расширения сотрудничества исходила от Коми края. А может, потому, что головы наших градоначальников по-прежнему чересчур повернуты на Запад. Потому и меняют петербуржцы с ближайшими соседями в основном сигареты и пиво на нефть и газ, вместо того чтобы предлагать интеллектуальные разработки, поставлять уникальную машиностроительную продукцию.
|