Сотовые операторы с 1 июля вынуждены поделиться прибылями с монополистами от электросвязи. А козлами отпущения стали, как всегда, рядовые абоненты
Долгое время сотовые операторы соревновались друг с другом за абонентов, предлагая разные бонусы и льготы. При этом, судя по финансовым отчетам перед акционерами, их прибыли росли такими темпами, что, в частности, ценные бумаги ОАО `МТС` и `Вымпелком` по доходности ставили сразу следом за нефтяными компаниями.
Расценки на электросвязь при этом постоянно сдерживали. Теперь государство решило добавить средств проводной телефонии. Переход на принцип `платит звонящий` с 1 июля 2006 года можно считать своего рода компенсацией за отсрочку введения `повременки`. Ведь она могла ощутимо ударить по бюджету госорганизаций. А бюджет - священная корова, которую нельзя трогать. Зато всегда можно доить частный бизнес. Ну а он, в свою очередь, отыграется на клиентах. Вопрос в том, как.
В прошлые годы больше всех гордились умением оптимизировать расходы в ОАО `МегаФон`. Но почему-то теперь именно этот оператор громче всех заявляет о своих убытках. Его менеджеры одними из первых пригрозили ввести на всех своих тарифных планах так называемую плату за соединение. И эта мера вовсе не означает, что компания откажется в дальнейшем от идеи повышения цены на исходящие звонки.
Правда, в `МегаФоне` попытались утешить своих абонентов тем, что принятые меры в среднем не слишком больно ударят по их карману. Ведь расходы на оплату входящих звонков `обнуляются`. Это, наверное, справедливо для корпоративных клиентов. Кстати, в `МегаФоне` часть из них задобрили некоторым смягчением условий перехода на оплату по принципу `платит входящий`. Это, как пояснил директор Северо-Западного филиала ОАО `МегаФон` Александр Волков, стало своеобразным подарком от компании.
Но `МегаФон` ничего не хочет дарить основной массе абонентов, которые покупали мобильники не для того, чтобы на них почаще звонили со стационарных телефонов.
Болезненная реакция сотовых операторов на изменение условий рынка в принципе понятна. Неясно другое: откуда взялись такие прогнозы убытков сотовых операторов? Ведь в кулуарах пресс-конференций в 2004-2005 гг. руководители компаний, когда их расспрашивали, откуда они берут ресурсы на предоставление льгот, объясняли, что реальная себестоимость звонка - 3 цента за минуту.
Сейчас же все хором утверждают, что она не менее 5 центов, или 1,35 руб. Именно такую компенсацию сотовые операторы и хотели получить при введении межоператорских расчетов.
Однако за приземление звонка от фиксированного телефона на `мобильник` Федеральная служба по тарифам установила плату в 3,5 цента, или 95 коп. В результате лидеры сотового рынка лишаются не прибыли, а сверхприбыли, которая нужна не столько для развития внутреннего рынка связи, сколько для начатой экспансии на рынки других стран. Почему же это надо делать за счет кошелька российских потребителей?
Логичнее было бы уменьшить вознаграждение инвесторам. Но, скажем, в `МТС` недавно объявили, что не собираются снижать величину выплачиваемых по своим акциям дивидендов. На них-то убытки от введения принципа `платит звонящий` не отразятся. |