Электрификация шла поэтапно с 2000 года. Последним звеном стал участок Идель-Свирь. Теперь поезда могут следовать в Мурманск без смены локомотивов, что ускорит экспортные грузоперевозки и позволит увеличить пропускную способность магистрали, сказал президент ОАО `РЖД` Владимир Якунин. Этот инвестиционный проект крайне важен, потому что снижает транспортные издержки, связанные с перевозками внешнеторговых грузов через северные морские порты страны, добавил вице-премьер РФ Александр Жуков. В частности, речь идет о развитии такого стратегического для экономики РФ направления, как Кузбасс - Северо-Запад.
Филиал ОАО `РЖД` - Октябрьская железная дорога в 2005 году вложила в электрификацию стальных магистралей 3,5 млрд руб., за 3 года инвестиции достигли 15 млрд руб. Одновременно железнодорожники также реконструировали ряд станций, возвели дополнительные тяговые подстанции, что теперь позволяет пустить по северным трассам длинносоставные поезда и увеличить объем грузоперевозок, который в Карелии в 2005 году, как ожидают, превысит 15 млн тонн.
На станции Свирь модернизирован парк для приема и отправления пассажирских поездов. Благодаря этому сейчас из Мурманска можно доехать на электротяге до Петербурга и Москвы.
Заметим, что в проектах, связанных электрификацией северных стальных магистралей, также принимало участие и правительство Карелии.
Роль транспорта для экономики северных территорий трудно переоценить. На территории Карелии развернут крупный горнопромышленный комплекс, который объединяет свыше четырех десятков предприятий. На них заготавливают и обрабатывают природный камень, выпускают стройматериалы, железорудные окатыши. В республике развиты металлообработка, машино- и судостроение, цветная металлургия. А основную часть грузов доставляют по рельсам. Модернизация железнодорожных сетей, считает глава республики Сергей Катанандов, - как второе дыхание для развития промышленности Карелии.
Электрификация позволяет также частично разгрузить перенапряженный сегодня Петербургский железнодорожный узел за счет переключения части грузопотоков на северные морские порты РФ.
В ближайших планах правительства республики и Октябрьской железной дороги - электрификация участка Ледмозеро-Кочкома и реконструкция погранпереходов `Вяртсиля` и `Кивиярви`. Лесопереработчики Финляндии планируют по этим маршрутам вывозить из РФ до 5 млн кубометров древесины в год.
Единственное, что омрачило прошедшие в Карелии торжества, - решение ОАО `РЖД` вновь увеличить тарифы на грузоперевозки. Они нелегким бременем лягут на плечи грузовладельцев. Но это будет уже в 2006 году. |