Причиной резкого возрастания числа желающих стать собственниками жилья стали некоторые положения нового Жилищного кодекса. И в первую очередь то из них, которое ограничивает возможность бесплатной приватизации жилья сроком до 1 января 2007 года. Оно поколебало намерение оставаться квартиросъемщиком тех, кто относился к приватизации скептически, и даже ярых ее противников. Ведь далеко не у каждого найдутся через полтора года несколько сотен тысяч рублей, чтобы приватизировать квартиру за ее полную стоимость.
Когда `бесплатное` обходится недешево
Однако и так называемая бесплатная приватизация имеет сегодня довольно значительную цену. За оформление документации разные районные приватизационные агентства взимают суммы от 590 до 850 руб. Тарифы директор каждого агентства, являющегося хозрасчетной структурой, рассчитывает самостоятельно, исходя из экономического обоснования, утверждаемого главой муниципального образования.
Условия существования агентств сегодня равными не назовешь. Соответственно, разнится и коэффициент аренды. Взимаемые с клиентов `излишки` идут на покрытие расходов агентств по приватизации. С точки зрения их руководства - это оправданный шаг. А те, кто приватизирует свое жилье, вряд ли смогут понять, почему они поставлены в неравные условия, и, к примеру, в агентстве Калининского района за оформление приватизационных документов платят 800 руб., а в Василеостровском районе аналогичные услуги стоят на 210 рублей дешевле.
Но такие затраты на приватизацию - далеко не предел. Те, кто желает поторопиться со вступлением в частное владение, могут за определенную мзду ускорить процесс оформления документов. Его официальный срок (два месяца) можно сократить до 2-3 дней. В этом случае ценовая `вилка` в разных агентствах составляет 6,5-7 тысяч руб. Оформить документы за неделю можно за 3,5 - 4 тысячи руб., за две недели - за 1,8-2,5 тысячи руб.
Короче говоря, не хочешь стоять в очереди - плати. Но такое ускорение процесса приватизации для одних замедляет его для других. Доля претендентов на ускоренную приватизацию сегодня составляет 5-10%. Правда, не исключено, что в 2006 году их количество может резко повыситься, когда люди будут беспокоиться, что не смогут успеть пройти все инстанции в установленные сроки.
Однако если лишние траты на ускоренную приватизацию как-то обоснованны, то оплата регистрации жилых помещений, находившихся ранее на балансе ведомств, из кармана граждан за немалую сумму (с 1 января 2005 года она составляет 7,7 тыс. руб. при сроке в 30 дней) просто вызывает недоумение. Ведомства, обязанные заниматься этим сами, переложили все тяготы на плечи жильцов, ссылаясь на то, что они не могут пойти на такие материальные затраты.
В `хвосте` очереди
Как правило, в агентстве по приватизации ежедневно скапливающаяся толпа от 60 до 100 человек размещается в небольшом коридорчике, где люди в основном стоят в течение 7-8 часов, боясь отлучиться, чтобы не потерять очередь. Успешно сдать документы удается от силы половине из них. Остальных отсылают обратно на оформление разных дополнительных справок, потому что в каждом отдельном случае необходим свой комплект документов, а их количество может доходить до двух-трех десятков.
Для сравнения: число посетителей приватизационного агентства несколько лет назад было всего 5-6 человек в день, а для приватизации требовалось только 2 документа. Сегодня многострадальные приватизаторы своего жилья должны отстоять, как минимум, три очереди только в агентстве. Одну - чтобы сдать документы, другую - чтобы подписать договор на приватизацию и третью -с целью получить документацию после регистрации.
Еще пару очередей примерно такого же размера им предстоит пройти в проектно-инвентаризационных бюро, где оформляют технический паспорт на помещение. Это еще одна причина задержки сроков приватизации, ведь ПИБы требуют на его изготовление месяц, хотя это просто примитивный чертеж планировки квартиры.
Очередь на подписание договоров по приватизации в некоторых районах простирается вплоть до конца 2005 года, а в ряде из них - `перешагивает` в март-апрель 2006 года, что порождает у многих панические настроения.
Что же ждет тех, кто не уложится в сроки, предусмотренные новым Жилищным кодексом? А это вполне вероятно, поскольку средние статистические данные показывают, что в районах Петербурга приватизировано на сегодня от 51% до 60% жилья. Впрочем, анализ ситуации по районам показал, что она далеко не везде выглядит безвыходной.
Довольно благополучно обстоят дела в центральных районах. Например, по словам директора агентства по приватизации жилищного фонда Петроградского района Владимира Савурова, все желающие в течение дня к ним попадают. Он уверен, что до начала 2007 года в районе оформить жилье в собственность смогут все, кто к этому стремится.
Противоположного мнения придерживается директор приватизационного агентства Калининского района Владимир Смирнов. Здесь предварительная запись на то, чтобы только сдать документы, ведется уже на 2006 год. Особые опасения, что некоторые жители могут опоздать с приватизацией, вызывают `спальные` районы, где численность населения значительно больше, чем в центре.
Ясно, что многое не ясно
Во многом сложная ситуация с приватизацией порождена несовершенством нового Жилищного кодекса РФ. Сегодня формулировки некоторых его пунктов нуждаются в дополнительном разъяснении, что можно сделать не всегда, поскольку даже юристы толкуют их двояко.
К директору агентства по приватизации жилищного фонда Кировского района Петербурга Людмиле Бибиковой ежедневно приходит более 25 посетителей, чтобы просто посоветоваться, делать ли им приватизацию. `Каждый должен решать этот вопрос самостоятельно, - считает Л. Бибикова. - Здесь есть свои плюсы и минусы`.
Действительно, те, кто приватизировал жилье, имеют на сегодня несомненные преимущества в том, что, например, могут прописать на свою площадь не только родственников. Они могут не бояться, что к ним в квартиру добавят подселенцев при наличии `лишнего` метража и тем самым превратят ее в коммуналку. Но при непредсказуемости нашего законотворчества можно ли быть уверенными, что спустя короткий срок налог на приватизированное жилье, который пока невелик, не станет для многих хозяев недвижимости непосильным бременем?
Правда, для них останется выход - деприватизация. Эту услугу также осуществляют приватизационные агентства. Они заключают договор между владельцем жилья и администрацией района о передаче недвижимости в дар государству. Но при этом человек навсегда утрачивает право на собственность и повторную приватизацию и становится нанимателем жилья. |