Во всяком случае они с большим воодушевлением на очередном заседании Клуба бизнес-журналистики Санкт-Петербурга рассказали о том, как 27-29 мая в пригороде северной столицы напряженно обсуждали проблемы развития Псковской области. В Зеленогорске с этой целью был высажен внушительный десант: руководители экономических блоков администраций всех субъектов РФ на Северо-Западе, представители научной элиты. Вела дискуссию замполпреда Любовь Совершаева.
- Журналистов на первую подобную встречу мы решили не приглашать, - сообщила нам Любовь Павловна, - поскольку не были до конца уверены в успехе мероприятия. Да и не все предложения и выводы, прозвучавшие на нашем семинаре, нуждаются в публичной огласке, так как речь шла о поиске конкурентных преимуществ для развития конкретного региона. Преждевременная `озвучка` в прессе ряда проектов может помешать их успешной реализации, насторожить потенциальных партнеров.
Псковская область в качестве модельного проекта была выбрана не случайно. Падение экономических показателей в начале 1990-х в силу специфики промышленности области, работавшей в советские годы на комплектацию оборонных предприятий Ленинграда, Москвы и других индустриальных центров, в два раза превысило средний уровень, и до сих пор Псковскую относят к числу самых депрессивных областей страны, хотя темпы развития в последние годы там выше среднероссийских. С 1998 года валовой региональный продукт вырос на 55%, но до уровня конца 1980-х далеко.
Еще один существенный фактор - возникшее недавно соседство с ЕС, изменившее представление об области как о тупиковом медвежьем угле России. Деньги сюда пошли, и это пока в основном внутренние, прежде всего московские, инвестиции.
Задача разработчиков стратегического плана развития области состоит в том, чтобы учесть эти новые реалии и максимально использовать благоприятные факторы. К числу таких вице-губернатор области Владимир Кушнир отнес в первую очередь богатые транзитные возможности края. На этом построено предложение в качестве локомотива экономики реализовать крупный транспортный проект с участием федерального бюджета. Предлагается соединить через область Юг и Центр России со строящимся портом в Усть-Луге, восстановив существовавшую когда-то железную дорогу Псков-Гдов, и далее усилить транспортный выход на берег Финского залива.
Поиски набора региональных идей особой оригинальностью пока не отличаются: предполагается развивать электротехническое направление в промышленности, молочное животноводство и туризм, который, похоже, становится манной небесной для руководителей всех субъектов РФ на Северо-Западе. Почему поток туристов к нам должен вырасти в десятки раз при неразвитой инфраструктуре и убогом уровне сервиса, остается загадкой.
Столь же туманна пока и перспектива привлечения квалифицированной рабочей силы, которая сегодня становится самым дефицитным ресурсом при выполнении любой программы. Нужны переселенцы, но привлекут ли специалистов обещанные администрацией области коттеджи по цене $180-200 за квадратный метр - еще очень большой вопрос.
Ответить на этот и множество других вопросов предстоит в ходе дальнейшей доработки программы стратегического развития области. Псковичи в ближайшее время предполагают провести мозговой штурм программы уже на своей территории с участием широкой общественности, с тем чтобы к августу окончательно сформировать концепцию развития области на ближайшие годы.
А в полпредстве президента в СЗФО намечают следующую территорию для новой деловой игры. Скорее всего, ею окажется Вологодская область. И далее с интервалом в два-три месяца будет проводиться такая коллективная оценка стратегий развития каждого субъекта Федерации в регионе.
Как подчеркнул научный консультант программы доктор экономических наук Александр Ходачек, эта работа позволяет корректировать общий стратегический план развития Северо-Запада до 2015 года, лучше координировать экономические проекты отдельных территорий. А Любовь Совершаева сообщила, что администрации Мурманской области, Карелии, Петербурга уже начали вносить поправки в свои планы исходя из общих интересов развития региона.
|