Значительная часть затрат на содержание комплекса защитных сооружений ложится на бюджет Петербурга, что, конечно, отражается на состоянии экономики мегаполиса в целом. Так не могло продолжаться вечно. Предстояло решить судьбу дамбы: разрушить ее или все-таки достроить
Не все знают, но содержание `тела` дамбы в нынешнем его виде требует солидных затрат: по некоторым оценкам, ежегодно необходимо 40 млн руб. на оплату электроэнергии, водоотлив и охрану уже возведенных сооружений. Причем в эту сумму не включен ряд косвенных затрат. В частности, на углубление морских фарватеров, которые засоряются из-за размыва высыпанных на дно стройматериалов.
Сегодня уже очевидно, что комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений во многом утратил первоначальное предназначение: пока дамба строилась, наслоения песка, щебня и асфальта при дорожных работах на набережных и улицах фактически поднялись до уровня, при котором угроза катастрофических последствий наводнений свелась к минимуму.
В принципе дамбу можно бы разрушить. Однако на это средств в федеральной казне не хватит, а частные инвесторы в данном случае ничего не дадут. А вот на достройку дамбы они выделить финансы готовы. Вопрос - в условиях предоставления кредитов.
Как защитное сооружение дамба инвесторам неинтересна. Как основа для развития коммерческой инфраструктуры - дело иное. По ней можно проложить дорогу в обход Петербурга, а рядом - построить глубоководные причалы для обработки морских судов. Подобные проекты сулят прибыль...
Значит, объект надо подготовить для инвестиционных торгов. Первый шаг в этом направлении - решение Правительства РФ N 997-р от 22.06.2003 о передаче Госстрою РФ функций госзаказчика строительства комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений. Второй шаг - создание федерального казенного предприятия `Северо-Западная дирекция Госстроя России - дирекция комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений`, которое наделяют функциями заказчика. Оно примет объект от балансодержателя - ФГУП `Гипрогор`, которому теперь поручено выработать общие принципы дальнейшего развития проекта.
До конца 2003 года Госстрой и Минимущества РФ инвентаризируют то, что собственно представляет сейчас дамба. Предстоит изучить все ранее заключенные договоры, степень их выполнения и привести дела в порядок. А тем временем Госстрой и Минимущества выработают план дальнейших действий, который после согласования с Минэкономразвития и Минфином РФ обретет черты концепции, под которую можно будет привлечь инвестиции.
Подрядчиков для выполнения строительных работ, как считают в Госстрое, найти несложно. Так же, как и проектировщиков-консультантов. Это показал недавний тендер, в котором победил консорциум Hellcrow (Великобритания). В него, кстати, входят петербургские `Ленгидропроект`, `ЛенморНИИпроект` и ВНИИ гидротехники имени Б. Е. Веденеева.
По решению Правительства РФ `тело` дамбы предстоит достроить за 5 лет. Общая стоимость проекта оценивается в $418 млн. Из них $245 млн поступят по кредитной линии Европейского банка реконструкции и развития, а $173 млн выделит федеральный бюджет.
Понятно, что это покроет лишь часть расходов. В целом на завершение комплекса потребуется от $2,1 млрд до $3 млрд. Где взять недостающие средства? Это и предстоит решить. Однако очевидно, что для успешного привлечения инвесторов необходимы гарантии на уровне российского законодательства. Подобные изменения предполагается обсудить в Госдуме. Но не раньше октября. Придется подождать...
|