До этого конвенцию уже подписали 25 стран, преимущественно европейских, которые обязались помогать друг другу в борьбе с финансовыми преступлениями и коррупцией. Россия, присоединившись к ней, смогла пользоваться услугами международных организаций в розыске левых денег, при аресте сомнительных счетов и так далее. В корне изменилось отношение и к нашим банкам со стороны западных партнеров.
Не секрет, что ранее они сталкивались с откровенной или скрытой дискриминацией на внешнем рынке. Случались немотивированное закрытие счетов, отказ выполнять какие-либо операции, повышение тарифов. Одним словом, рейтинг России как страны, которая противодействует легализации грязных денег, заметно повысился с этих пор в международной среде.
После подписания конвенции вскоре был подготовлен проект закона, который назывался "О противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных незаконным путем". Его приняли Государственная Дума, Совет Федерации, а Борис Ельцин не подписал.
Слово "незаконные" он попросил изменить на "преступные", поскольку незаконные доходы, уточнил он, получает большая часть населения страны. В таком контексте проект закона и рассматривался дальше. Окончательно документ был принят и подписан Владимиром Путиным в августе 2001 года.
Что бы ни говорили, но я считаю: принятый закон окажет правоохранительным органам существенную поддержку в борьбе с преступными доходами. Он конкретизирует ст. 174 УК РФ, вводя основные понятия, связанные с легализацией. Они касаются как обязанностей банков, так и
функций государственных органов. Предусмотрена административная ответственность за нарушение принятых правил.
В законе предусмотрено создание базы данных, куда будут стекаться сведения о всех хозяйствующих субъектах. Аналогичные информационные системы сейчас имеются в некоторых банках. Наличие такой базы данных, безусловно, снизит риски кредитования, которые в большинстве случаев возникают из-за непрозрачности компаний. И банки смогут финансировать реальный сектор экономики в больших объемах.
Банки теперь обязаны сообщать в уполномоченный орган о суммах свыше 600 тыс. руб. Если сумма меньше, а сделка вызывает у банка сомнения, то есть признана необычной (такое определение вводится), то она может просто не выполняться. Информировать надо только в случае предоставления запроса правоохранительных органов, по решению суда либо прокуратуры.
В законе прописаны порядок предоставления документов и прочие процедуры, что не нарушает понятие "банковская тайна" (за исключением скрытия от клиентов фактов передачи документов соответствующим органам и права финансовой разведки блокировать счета).
Кроме того, ст. 9 указывает, что закон не распространяется на частную жизнь граждан, а следовательно, не нарушаются и их конституционные права. Тем не менее сейчас готовится в думском комитете по безопасности проект закона "О банковской тайне", который устранит неувязки в отношении уже действующих правовых актов.
Необходимо отметить, что Россия, несмотря на подписание конвенции, о которой речь шла вначале, все еще числится в черных списках FATF (Организация по расследованию финансовых преступлений). С принятием закона, а также с учетом создания службы финансового мониторинга у России появился шанс изменить свой статус в этой организации.
|