Десятилетняя эпоха политической демократии в России, отмеченная небывалой, хотя и беспорядочной, хозяйственной активностью, не затронула сколько-нибудь существенно свою главную, по определению, основу. Ведь если демократия означает воплощение канонов народовластия, то приоритетным должно стать пристальное внимание верхов к потребностям и запросам низов. Между тем объективного и радикального поворота институтов власти к маленькому человеку пока не видно.
Например, работа с "сигналами" снизу по-прежнему регламентируется еще указом Президиума Верховного Совета СССР от
12 апреля 1968 года "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". Этот документ, рожденный под впечатлением от золотого юбилея Великой Октябрьской революции, зачастую служит любимой настольной книгой для иных управленческих ветеранов. Набросок же современного федерального закона об обращениях положен под сукно. А ведь даже за последние десять лет уже многое изменилось.
Украшают тебя добродетели,
до которых другим далеко
Законодательное собрание Петербурга реализует конституционное право каждого человека на обращение к власти. В стенах Мариинского дворца ведется строгий учет поступающих писем и осуществляется контроль за сроками их рассмотрения.
В приемной ЗС члены постоянных комиссий регулярно беседуют с гражданами, а грамотные юристы консультируют людей по разным конкретным вопросам. Но самым трудоемким занятием является работа с письмами. Их объем очень велик и продолжает расти. Так, если в 1995 году в Собрание поступило 9476 обращений, то в 2001-м - 39708, то есть почти вчетверо больше.
Письма изучают и отдельные парламентарии, и спикер, и его заместители, и постоянные комиссии, и комитеты, и сотрудники аппарата. Важные, значимые вопросы обязательно учитываются в стратегии и тактике Собрания, в законотворческой деятельности. О тех сюжетах, которые относятся к компетенции исполнительной ветви, оперативно сообщают в соответствующие кабинеты. Ежегодно на имя губернатора поступает более 100 депутатских запросов.
Народ не безмолвствует
До 1990-х годов в Ленгорсовет поступало около 200 писем в год. С масштабной демократизацией поток ходатайств возрос, но "электорат", как правило, взывал не к окружным депутатам, а к Петросовету как системному и коллегиальному выразителю надежд городской общественности. Почте Законодательного собрания обоих созывов присуща четкая индивидуальная адресность, и поэтому ее легче сортировать.
Помимо прочего изменилась тематика посланий. Канули в Лету сетования на продовольственные и промтоварные дефициты в торговой сети, столь популярные в приснопамятном 1990-м. Теперь появились новые акценты: успехи-неудачи муниципалитетов и административных служб, субсидии на покупку недвижимости, охрана прав акционеров, проблемы малого и среднего бизнеса, приватизация комнат, санитарная защита населения и другие.
С осени 1998 года, когда страна находилась в состоянии дефолта, устойчивое первенство приобрели просьбы о социальной защите. В 1998-м их число подскочило до 29,8%, а через три года, в 2001-м, уже до 43,5%.
Законопроект об обращениях в органы госвласти, который подготовил Виктор Евтухов, провозглашает, что ответственное и внимательное рассмотрение предложений и жалоб, умелая организация их приема являются профессиональным долгом всех государственных служащих города на Неве. В частности, по каждому ходатайству должно не позднее, чем в трехдневный срок, выноситься определенное решение.
Думается, этот юридический акт еще будет серьезно обсуждаться на всех этажах власти и ему суждена нелегкая судьба. Но время все равно работает на такой документ. Ясно: только слаженный, плодотворный труд депутатов и чиновников позволит всерьез говорить о достижении общественного компромисса, о повышении статуса Петербурга, о передаче ему какой-то доли столичных функций и полномочий.
|