Удовлетворив жажду либеральной свободы, в том числе в предпринимательстве, усвоив уроки приватизации и первичного накопления капитала, россияне очень быстро впитали, внедренные в общественное сознание, привлекательные атрибуты либерализма. И одновременно почувствовали экономическое неравенство, которое закрепляет неравенство возможностей во всех сферах жизни. Абсолютное большинство россиян, согласно соцопросам, не считают справедливым сложившееся в стране экономическое неравенство и распределение благ, в первую очередь от продажи природных ресурсов. Люди видят также изменившиеся консолидированные возможности бюджета страны, которые позволяют всем институтам власти, включая муниципалитеты, гарантированно оплачивать работу разрастающегося бюрократического аппарата. В то же время, формально отвечая на многочисленные обращения граждан в установленные законом сроки, чиновники годами не решают проблемы в таких чувствительных для людей сферах, как ЖКХ, здравоохранение, экология. Даже цифровизация не обеспечивает эффективной обратной связи с населением.
СВО и санкции против России предельно остро поставили вопрос о том, что сложившаяся система управления экономикой не обеспечивает защиты национальных интересов страны. И объективная потребность в общественной консолидации перед внешними угрозами не освобождает нас от необходимости называть вещи своими именами.
В ряде информационных ресурсов неоднократно обращали внимание на антигосударственный характер деятельности большой четверки зарубежных аудиторов — «Эрнст и Янг», «Прайсватерхаус», «Делойт», КПМГ. Тем не менее, они неизменно выигрывают тендеры на обслуживание стратегически важных госкорпораций. Телеграм-канал «Незыгарь» отмечает, что в состав клиентов «Эрнст и Янг» попрежнему входят «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», РАО ЕЭС, РЖД, Центральный банк России и другие значимые юрлица с совокупным потенциалом не менее 40% ВВП. Осуществляя финансовый и технический аудит таких компаний, «Эрнст и Янг» со штаб-квартирой в Лондоне имеет полное представление о финансово-сырьевых потоках, ситуации в ОПК, социальной устойчивости России.
Понятно, почему и когда в России стал доминировать зарубежный аудит: прежде чем влиться в глобальный рынок, новый российский капитал получал одобрение западных аудиторов. Но не понятно, почему лишь в 2024 году были предприняты первые меры, частично ограничивающие их деятельность.
Уверен, найдется достаточно честных и профессиональных отечественных специалистов, которые смогут адекватно оценить наше национальное достояние без участия западных аудиторов.
Главное, чтобы люди видели, что благодаря изменениям государственной политики национальное достояние реально работает на интересы общества. На утверждение принципов социальной справедливости, а значит, рост доверия и общественной мотивации.
|