Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Лабиринты параллельного импорта - ЭиВ N 1 (829)
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капитал страны
Ситуация
Лабиринты параллельного импорта
No. 1 (829) 01.06.2024
Беседу вел Владимир Новиков
Один из «пионеров» параллельного импорта на условиях анонимности рассказал редакции о секретах актуального для страны бизнеса.
«Мой бизнес абсолютно легален»

В последние два года петербургский предприниматель Николай большую часть времени проводит в Турции. Его компания занимается поставками европейских товаров в Россию — то есть параллельным импортом. В марте 2022 года российское правительство официально разрешило параллельный импорт как инструмент борьбы в санкционной войне, и открывшееся «окно возможностей» успешно используется бизнесом. Недаром иностранцы удивляются, что у нас и в магазинах достаточно импортной, в том числе европейской продукции, и промышленность ею обеспечена.


— Очевидный вопрос: не опасаетесь, что вас после нашей беседы «вычислят»?

— Я веду абсолютно легальный бизнес и в Турции, и в России, соблюдаю все законы, сдаю отчетность, плачу налоги. Попросил не указывать мою фамилию и название моих компаний просто потому, что под санкции иногда можно попасть без всякого повода.


— В чем заключается ваш бизнес и что вообще такое — параллельный импорт, чем он отличается, скажем, от серого импорта?

— Серый — это когда челноки с сумками и тележками везут в страну товар без сертификатов, таможенного оформления и прочей документации — как бы для личного пользования. Я как легальный импортер вношу все таможенные платежи и при ввозе товара в Турцию, и при доставке его в Россию, предоставляю сертификаты — без них серьезную продукцию просто не возьмут. Что везем? Много всего. Среди заказчиков и партнеров — наши целлюлозно-бумажные комбинаты, одно время им не хватало отбеливателя для бумаги. Везем электрооборудование, запчасти для станков, судовых двигателей, автомобилей. Много всего — счет идет на сотни тонн. Разница с традиционным досанкционным импортом в том, что раньше необходимый товар наш покупатель брал непосредственно у официального дилера зарубежной компании. Сейчас, поскольку Запад торговлю с Россией фактически запретил и платежи тоже не проходят, нужный товар закупает у дилера моя турецкая компания или та, с которой я договорился. Дальше, в зависимости от того, насколько чувствительным является товар, я экспортирую его или сразу в Россию, или в третью страну — например, в Казахстан, Киргизию, а уже оттуда — конечному пользователю.

Прекратить поставки в Россию — это как пытаться остановить течение реки. Параллельный импорт сейчас идет через Китай, Турцию, Южную Корею, Индию, Вьетнам...
«Не продают? Им же хуже»


— А продавцы продукции знают, что их товар попадет в Россию?

— Предполагать могут, но вслух такие вещи не обсуждаются. Когда не хотят продавать — не продают. Если против нас играют госструктуры, то с ними еще можно работать. С зарубежными чиновниками дело иметь не так сложно, им главное, чтобы формально по документам все было в порядке — таможенные декларации, подтверждающие экспорт в Турцию. А вот бизнесмен при желании может просчитать всю схему. К примеру, нам заказали запчасти для тяжелых экскаваторов одной известной фирмы. Их представитель спрашивает: для какой страны? Говорим, что, к примеру, для Киргизии. Они в ответ: мы знаем все наши экскаваторы во всем мире, в Киргизии их всего шесть, и в ремонте они пока не нуждаются.

На самом деле ничего критичного для нашей промышленности в таких ситуациях нет. Никто в мире не обладает монополией на выпуск той или иной продукции, все можно купить в других местах. Пусть не настолько качественное, как у фирменного производителя, но работать будет. И компании, которые продают нам товары, и те, кто отказываются, прекрасно об этом знают. Дело, думаю, не в том, что кто-то испытывает к нам «такую личную неприязнь, что кушать не может», сколько в том, что крупный бизнес всегда связан с теми или иными партиями, политиками, очередными выборами — и все это ему приходится учитывать.


— Страны — авторы санкций все сильнее давят на Турцию, чтобы перекрыть поставки в Россию. Это возможно?

— Ну это примерно как пытаться остановить течение реки. Можно, конечно, соорудить плотину, но, если не давать воде выхода, она или снесет преграду, или потечет в обход.

Параллельный импорт сейчас идет через Китай, Южную Корею, Индию, Вьетнам, другие страны. Правда, с Турцией работать удобней всего. У них отлично налажены логистика, транзит, любые виды перевозок — все вопросы можно решить за один день. Не думаю, что турецкое направление у кого-то получится перекрыть.

Вот на Киргизию, через которую идет часть операций, сейчас давят по-настоящему, и, скорее всего, ее сломают. Туда чуть ли не ежедневно прибывают американские делегации «для решения вопросов».


«Деньги не знают границ»


— Тем не менее с поставками из Турции и в прошлом, и в нынешнем году возникали проблемы.


— Они случаются регулярно и по разным причинам. В прошлом году, когда шли сложные переговоры по зерновой сделке, таможня поставила нас на паузу на два месяца. Официально никто ничего не говорил, но дали понять, что пришли некие внутренние распоряжения. Меня это не могло не беспокоить, ведь «зависли» обязательства перед российскими партнерами, но мой брокер в Стамбуле успокаивал: это не в первый и не в последний раз, найдем выход. И, действительно, в итоге все пришло в норму. Потом вдруг крупные банки начали закрывать счета, через которые шли расчеты с Россией. Хотя мы были хорошие клиенты, держали у них депозиты. Выручает, что в Турции большое значение имеют личные связи и твоя деловая репутация. Менеджер нашего основного банка-партнера видел, что у нас хорошие обороты, мы платим налоги в турецкую казну (а они в этом плане патриоты), не пытаемся хитрить, владелец фирмы — человек с ВНЖ в Турции. В общем, он не закрыл наши счета, а просто приостановил по ним работу. Потом снова все наладилось — может быть, до очередного кризиса. Возможно, дело было в переходе со SWIFT на российскую систему международных платежей. Два года назад SWIFT в России заблокировали крупным банкам, попавшим под санкции, а средние и мелкие продолжали с ней работать. Но сейчас заработал и отечественный аналог. Тут как на рыбалке на Ладоге — нужно постоянно предугадывать изменения погоды.


— Как вы работали, когда счета были заморожены? И что будет, если финансовый кран все же перекроют, ведь банковская система уязвима для санкций?

— Перейдем на платежи через банки других стран, саудовские, эмиратские или какие-то еще. Мне приходилось проводить операции даже через гонконгские банки с выходом на Молдавию, в общем — варианты есть. В Турции немного банков — всего около 50, поэтому надавить на них легко. Совсем другое дело — Китай. Там их тысячи. И если 2-3 крупных банка, работающих с долларами, вдруг отказывают в обслуживании российским клиентам — о чем в России с тревогой пишут, практического значения это не имеет, сотни других банков тут же предложат свои услуги.

Хотя, конечно, чем больше платежных агентов, каждый из которых берет свою комиссию, тем выше цена. Она и так высокая из-за того, что приходится дважды платить НДС, сначала в Турции, потом, уже с этой цены, на российской таможне. С обменом валют все непросто. Если в России купить турецкие лиры можно по нормальному курсу, то в Турции за рубли — очень невыгодно, да еще нужно писать отдельное письмо, гадать, каким завтра будет курс. Поэтому импорт сейчас такой дорогой, хотя все еще конкурентоспособен.


— Кстати: как сейчас дела на нашей таможне?

— Без вопросов! Все четко, быстро, по правилам — за что большое спасибо нашему правительству и лично господину Мишустину, который занимался этим вопросом.


Принципы работы: неторопливость, честность, репутация


— В вашем рассказе все почти как в приключенческих романах. Как вы вообще попали в эту сферу?


— Бизнесом я занимался и в России, и, поскольку получил хорошее образование в петербургском университете, то специализировался на выстраивании сложных юридических и финансовых схем, как, к примеру, вытащить замороженные активы из Финляндии. Как-то вышли на меня друзья, спросили, нет ли знакомых в Турции, которые могли бы закупить нужный товар. Знакомые были. Но достать нужный товар они не смогли. Решил поехать сам, посмотреть, что и как. Стало интересно, но понял, что так вот сходу ничего не получится. Познакомился с русскоязычным гражданином Турции, зарегистрировали на него фирму. Но, поскольку в Турции, как и везде, не любят схем с номинальными директорами и непрозрачной структурой, вскоре выкупил компанию на себя. Затем, поскольку русских директоров здесь быть не должно, получил как предприниматель вид на жительство. Правда, все это не быстро, на Востоке не любят торопиться — только счет в банке мне открывали два месяца. Первые клиенты стали приходить по рекомендации моих знакомых, а потом включилось сарафанное радио. Отработав первые пару сделок и набив шишек, я познакомился со всеми нужными людьми — банкирами, таможенниками, дистрибьюторами. Совет тем, кто тоже решит заняться этим бизнесом: не торопитесь, здесь очень важно уметь слушать, не стесняться попросить совет. Если все это искренне, с уважением — тебе обязательно помогут.

В этом бизнесе очень важно не гнаться за количеством сделок и прибылью, а набраться опыта и зарабатывать репутацию. Из-за сложностей с расчетами мои клиенты нередко вынуждены доверять мне очень крупные суммы. Я тоже им доверяю, когда отправляю товар еще до получения оплаты. Иначе никак.


Бизнес имеет смысл, когда помогаешь стране


— Говорят, что и турки, как прирожденные торговцы, могут и обмануть, и кинуть.


— Где-нибудь на рынке — да. В серьезном бизнесе — нет. Здесь ценится не только подписанный документ, но даже просто данное слово. И повторю: важны личные отношения. С моим турецким бухгалтером, с налоговым аудитором мы не просто партнеры, а друзья. Как-то из-за банковских проблем два месяца не мог выплатить им зарплату, но они же меня успокаивали: не волнуйся, мы все понимаем, среди хороших людей — «деньги не главное». Ну и я в ответ за два года трижды поднимал своим работникам зарплату.


— А как вообще ваши турецкие партнеры относятся к русским, к России?

— По образу жизни турки ориентируются на Европу, но очень хорошо относятся к русским и к Путину. Причем говорят об этом совершенно открыто, в том числе чиновники, полицейские. Американцев же откровенно не любят. Турки даже легко прощают плохой турецкий, если видят, что вы не американец.


— Как у вас складываются отношения с российскими официальными структурами?

— К сожалению, почти никак. Когда был кризис неплатежей, я звонил в наше торгпредство в Анкаре, просил их поучаствовать в решении вопросов, предлагал и свою помощь. Меня перевели на рядовую сотрудницу, которая вообще ничем не владела, а попросила изложить все в письме. Ответа на которое, конечно, не было. Но я убежден: государственная, политическая и дипломатическая поддержка нашей работы просто необходима. Власти Турции, как и многих других стран, регулярно испытывают нас на прочность, вводят те или иные ограничения, ставят в невыгодные условия. Они уверены, что никаких ответных мер с стороны России не последует. На самом деле Турция столь же заинтересована в торговле, как и наша страна. Не нужно бояться напоминать об этом нашим партнерам, вводить при необходимости ответные меры. Мы делаем важное для страны дело. Нам нужна не финансовая, а именно политическая поддержка. С ней мы обесценим значительную часть введенных против нас санкций.

Вообще бизнес имеет смысл, когда работаешь не на карман, а помогаешь своей стране, для меня это лучшая мотивация.

Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капитал страны
Ситуация
01.06.24Защита Батаева. Разработки российского инженера спасают жизни и повышают боевые возможности наших военных в зоне СВО
Несколько сотен российских военных в зоне спецоперации — бойцы самых «ударных» подразделений Минобороны и ЧВК, получили комплекты бронезащиты для ног, разработанные и произведенные небольшой петербургской фирмой «Хамари». Все снаряжение проверено на полигонах и в реальных боевых действиях, получены патенты, сертификаты, отзывы из армии самые лучшие.
01.06.24Экология большого города: проблемы и решения, лица и позиции
За последние годы экология стала значимой частью государственной политики и нашей жизни. Если до 1978 года в Санкт-Петербурге очистка сточных вод вообще не проводилась, то сейчас очищается 99,5 процента. Все городские ТЭЦ и котельные окончательно переведены с угля и мазута на природный газ. Активно переводится на газомоторное топливо общественный транспорт. Во многом благодаря конструктивному взаимодействию Союза промышленников и предпринимателей с администрацией города, конкретно с вице-губернатором Игорем Албиным, была сдвинута с «мертвой точки» проблема с полигоном «Красный бор». Но в то же время уже много лет закрыто для купания большинство пляжей, «цветет» побережье Финского залива. Чрезвычайно опасной, по мнению многих специалистов, является «европейская» технология сжигания иловых осадков на трех заводах «Водоканала». Об этих и других наболевших проблемах и возможных путях их решения шла речь на круглом столе «Промышленная экология: сохранение окружающей среды и развитие человеческого капитала. Умные сервисы и технологии утилизации», ставшего значимым событием XXIII Международного форума «Экология большого города», прошедшего в Петербурге.
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
30.11.23«Судьба России — быть сверхдержавой»
В июне этого года распоряжением правительства России было создано Санкт-Петербургское отделение Российской академии наук. А в октябре на должность его председателя был избран ректор Санкт-Петербургского Политехнического университета Андрей Рудской.
30.11.23Как нам реиндустриализировать легкую промышленность?
Последние несколько месяцев детально изучаю ситуацию, которая сложилась в городской легкой промышленности. Сейчас много говорят о том, что несмотря на санкционное давление и другие трудности, возникшие задолго до событий последних пары лет, предприятия этой отрасли в Петербурге образовали уже целый кластер. После посещения нескольких производственных площадок и общения с их работниками, картина начинает вырисовываться. И пока довольно неоднозначная.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru