Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Защита Батаева. Разработки российского инженера спасают жизни и повышают боевые возможности наших военных в зоне СВО - ЭиВ N 1 (829)
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капитал страны
Ситуация
Защита Батаева. Разработки российского инженера спасают жизни и повышают боевые возможности наших военных в зоне СВО
No. 1 (829) 01.06.2024
Евгений Батаев - основатель и главный конструктор компании «Хамари»
Несколько сотен российских военных в зоне спецоперации — бойцы самых «ударных» подразделений Минобороны и ЧВК, получили комплекты бронезащиты для ног, разработанные и произведенные небольшой петербургской фирмой «Хамари». Все снаряжение проверено на полигонах и в реальных боевых действиях, получены патенты, сертификаты, отзывы из армии самые лучшие.
ЭКЗОСКЕЛЕТ. В комплекте: 4 модуля на бедра, 4 модуля на голени, которые закрывают ногу с фронта и тыла, 2 модуля на колени.
Вместо бронежилета экзоскелет

Бронежилеты для защиты тела, шлемы и каски выпускают многие российские предприятия. Желающие докупают себе броневоротники и передники — они есть в продаже. Но незащищенными у бойцов остаются ноги. И в госпиталях очень много раненых с повреждениями нижних конечностей. Решить эту проблему (в техническом смысле) удалось бывшему военному инженеру Евгению Батаеву, основателю и главному конструктору своей компании.

Еще более интересная новинка от «Хамари» — экзоскелет, который «берет на себя» часть веса снаряжения. Бронежилет, каска, оружие, боеприпасы, лопатка, фляга с водой, аптечка и прочее тянут на 30-50 кг. Недаром у многих, кто давно «за ленточкой», проблемы с суставами, с позвоночником. Созданный Батаевым экзоскелет облегчает эту ношу примерно на 40 кг. Уникальность новинок еще и в том, что они были разработаны с нуля и запущены в производство меньше чем за год. Вот как рассказывает об этом сам Евгений Батаев.


Боролись за каждый грамм веса

— После начала СВО я хотел пойти туда по контракту, я ведь и сам бывший военный. Не взяли по здоровью, к тому же многодетный отец. Но общаясь с бывшими сослуживцами, с друзьями, которые находятся на фронте, задумался о проблеме защиты ног. Обошел госпиталя, поговорил с врачами, с ранеными, узнал, что самое опасное при ранении ног — повреждение артерий. Эти зоны и нужно прикрывать в первую очередь.

Почему никто раньше этим не занялся? Много сложностей. В отличие от нательного бронежилета с карманами для бронепластин, защита ног должна быть анатомической, облегать их, не мешать при ходьбе и беге. Отдельная проблема — наколенники, как их сделать, чтобы защищали, но не мешали движению — над этим еще работаем. Ну и, конечно, многих пугала проблема дополнительного веса. Мы за каждый грамм облегчения нашего комплекта боролись, искали, где еще можно уменьшить вес не в ущерб качеству, и в итоге добились нагрузки всего по 2 кг на каждую ногу.

Но я понимал, что в целом это проблему веса военной экипировки не решало. Параллельно с системами бронезащиты стал разрабатывать и армейский экзоскелет.

В мире существует много моделей, но ни одна не применяется широко, все — с проблемами. В одних человек выглядит почти роботом — с электродвигателями, электроникой, пультом управления. Другие предназначены для грузчиков, но совершенно не подходят для военных нужд, где солдатам приходится бегать, ползать, прыгать. После сотен экспериментов, испытаний, испробованных и отброшенных моделей мы с моим товарищем — он тоже конструктор, пришли к такой схеме: две подвижные механические ноги опираются на землю и держат на себе вес части экипировки — от пояса и ниже. Материал — алюминий, покрытый прочным композитным составом. В районе пояса и стопы — гидроамортизаторы, смягчающие движения и в совокупности повторяющие анатомию движений человека. Основной задачей было снять нагрузку с коленей. Самое трудное при передвижении на поле боя — не ходить или бегать, а вставать из положения сидя. Экзоскелет эту проблему решает.

Попутно сделали свои модели классических бронежилетов, не только с надежной защитой, но и с доработками для большего комфорта: броня должна идеально прилегать к телу, не натирать кожу, исключать потение.


Название «Хамари» Евгений Батаев своей фирме дал в честь поселка Лиинахамари в Мурманской области, где он родился и рос. В то время там размещалась военно-морская база Северного флота. Сейчас поселок обезлюдел, его присоединили к Печенге. Но Евгений Батаев решил сохранить память о нем.
24 тысячи заявок из армейских частей


— Как долго вы над всем этим работали?


— В мае прошлого года сделали первые модели, в начале осени — предсерийные образцы, и почти сразу запустили серийное производство.


— Сроки фантастические. Раньше такими разработками занимались целые КБ и уходили на это годы. А вы уложились в считанные месяцы.

— Так было и в Великую Отечественную, когда за месяцы делалось то, на что в мирное время требовались годы. Конечно, весь мой коллектив и я сам работали фанатично, по 16 часов, понимая, что каждый сэкономленный день — чьи-то спасенные жизни. Помогают и современные технологии, многие элементы наших изделий печатали на 3D-принтерах, компьютерное проектирование избавило от чертежей и бумаг.


— А раньше вы имели опыт конструирования, изобретательства?

— Нет, но у меня базовое военноинженерное образование, закончил Высшее военное училище тыла (сейчас филиал Академии тыла им. Хрулева). Там была блестящая инженерная школа. Когда в стране начался период хаоса, из армии я ушел. Трудился в разных сферах, создал свою строительную фирму. А с началом СВО решил, что должен работать на армию.


— Кто-нибудь помогал? Ведь создать работающее производство недешево.

— Да, средства дала одна частная инвестиционная петербургская компания, занимающаяся финансированием инноваций, венчурным бизнесом. Сказали, что видят в этом большой коммерческий потенциал — рынок просто огромный.


— Кстати, о финансах: как вы продаете свои изделия, сколько они стоят и кто платит?

— Пока продаем около 500 комплектов в месяц. Могли бы масштабировать производство. Заказов огромное количество, у меня сейчас 24 тысячи заявок из армейских частей. Но своих денег у них нет. Платят спонсоры, волонтерские организации, региональные власти, многие военные покупают за свой счет. Цены у нас, считаю, вполне доступные. Комплект защиты для ног — около 50 тысяч рублей, как пара модной обуви, экзоскелет с защитой — порядка 130 тысяч, это меньше стоимости дамской шубки. Ранение солдата на поле боя обходится государству на порядок дороже: эвакуация, лечение, выплата за ранение в 3 миллиона рублей, оценить же человеческие страдания, ущерб здоровью в деньгах вообще невозможно. Но финансовые вопросы часто решаются медленнее, чем технические.

Беседовал Владимир Новиков

Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капитал страны
Ситуация
01.06.24Лабиринты параллельного импорта
Один из «пионеров» параллельного импорта на условиях анонимности рассказал редакции о секретах актуального для страны бизнеса.
01.06.24Экология большого города: проблемы и решения, лица и позиции
За последние годы экология стала значимой частью государственной политики и нашей жизни. Если до 1978 года в Санкт-Петербурге очистка сточных вод вообще не проводилась, то сейчас очищается 99,5 процента. Все городские ТЭЦ и котельные окончательно переведены с угля и мазута на природный газ. Активно переводится на газомоторное топливо общественный транспорт. Во многом благодаря конструктивному взаимодействию Союза промышленников и предпринимателей с администрацией города, конкретно с вице-губернатором Игорем Албиным, была сдвинута с «мертвой точки» проблема с полигоном «Красный бор». Но в то же время уже много лет закрыто для купания большинство пляжей, «цветет» побережье Финского залива. Чрезвычайно опасной, по мнению многих специалистов, является «европейская» технология сжигания иловых осадков на трех заводах «Водоканала». Об этих и других наболевших проблемах и возможных путях их решения шла речь на круглом столе «Промышленная экология: сохранение окружающей среды и развитие человеческого капитала. Умные сервисы и технологии утилизации», ставшего значимым событием XXIII Международного форума «Экология большого города», прошедшего в Петербурге.
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
30.11.23«Судьба России — быть сверхдержавой»
В июне этого года распоряжением правительства России было создано Санкт-Петербургское отделение Российской академии наук. А в октябре на должность его председателя был избран ректор Санкт-Петербургского Политехнического университета Андрей Рудской.
30.11.23Как нам реиндустриализировать легкую промышленность?
Последние несколько месяцев детально изучаю ситуацию, которая сложилась в городской легкой промышленности. Сейчас много говорят о том, что несмотря на санкционное давление и другие трудности, возникшие задолго до событий последних пары лет, предприятия этой отрасли в Петербурге образовали уже целый кластер. После посещения нескольких производственных площадок и общения с их работниками, картина начинает вырисовываться. И пока довольно неоднозначная.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru