Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Снова о Суздальских озерах и активных гражданах - ЭиВ N 1 (829)
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Снова о Суздальских озерах и активных гражданах
No. 1 (829) 01.06.2024
Александр Редько, профессор, доктор медицинских наук, председатель правления Санкт-Петербургской профессиональной ассоциации медицинских работников
В мае 2023 года в публикации «Беззаконие по закону» наша редакция писала о серьезных проблемах во взаимодействии органов городской, районной и муниципальной власти Санкт-Петербурга при строительстве новых кварталов в зоне Суздальских озер. О конкретных застройщиках и депутатах ЗакСа, деятельность которых нанесла ущерб уникальной рекреационной зоне города. Сегодня, год спустя, мы возвращаемся к этой теме и предоставляем слово одному из жителей этого микрорайона, многие годы профессионально занимавшемуся проблемой сохранения Суздальских озер.
Суздальские озера живописны, но в воду лучше не заходить. ФОТО: www.gov.spb.ru
Купание с медицинскими осложнениями

Суздальские озера, жемчужина севера Петербурга, едва ли не последнее в нашем городе место, где еще разрешено купаться (на двух озерах из трех), медленно, но неуклонно деградируют. Градостроительные ошибки — застройка окрестностей этих озер высотками, которые «передавливают» тонкие водоносные горизонты, уже не исправить. Нижнее Суздальское — самое больше озеро, вряд ли удастся полноценно восстановить, но шанс спасти Верхнее и Среднее озера есть.

Проблемами Суздальских озер я начал заниматься с 1990 года, когда работал главным врачом нынешней больницы Святого Георгия. Обратил внимание, что в отделение гнойной хирургии стало поступать много пациентов, которые, имея небольшие повреждения кожи — царапины, порезы, купаясь в этих озерах, получали серьезные осложнения в виде флегмон и абсцессов. Тогда предприятия Выборгского района учредили с моим участием Выборгскую ассоциацию «Здоровье», которая профинансировала комплексное исследование Суздальских озер. Экспертизы заказали в профильных научных институтах, которые выдали 18 томов заключений, сыгравших огромную роль в том, что эти озера еще живы — именно они стали основой обоснования необходимости создания на этом биотопе особо охраняемой природной территории.


Сделали на озерах современную зону отдыха: настилы, скамейки, детские площади и даже скалодром. Но не установили ни одного туалета!
Экологическое варварство «заслуженных строителей»

Первая серьезная проблема района у Суздальских озер — агрессивная застройка и отсутствие на части территории канализации. Так как там высоко расположенные водные горизонты, новое строительство разрешалось при соблюдении жесткого регламента: только ИЖС, высота строения не более 10 метров, площадь под строением — не больше 25% от площади участка, участок не ближе 20 метров от кромки водоема. В 1995 году эта территория потеряла охранный статус, и началась эпоха самостроя — когда сначала строили, а узаконивали задним числом. Но правила все же продолжали действовать. В 1997 году городом было принято положение о создании комиссии по зонированию территории в районе Суздальских озер. Контролировала этот вопрос и комиссия петербургского Заксобрания, в которую я впоследствии, будучи избранным в депутаты в 1999 году, входил. В двухтысячные годы нами было остановлено незаконное строительство 153 объектов. Таунхаус компании «Плаза» на Выборгском шоссе, многоквартирный дом на Большеозерной и ряд других до сих пор стоят брошенными, снос ведь тоже денег стоит.

В тогдашнем Генплане намечено было строительство в районе сегодняшних Шуваловских высот художественно-этнографического комплекса «Немецкая деревня» (тогда все европейское было в моде), он был бы интересным культурным пространством и не вредил бы гидрологии озер. Но строительное лобби «продавило» администрацию, и сейчас там все застроено высотками. Построив в нарушение правил в несколько раз больше жилья, чем предусматривал проект, компания-застройщик объявила себя банкротом, избавившись от всех обязательств. А ее владельцы и менеджеры продолжили карьерный рост, некоторые стали депутатами. Вторая острая проблема — загрязнение озер неочищенными стоками. У гигантского комплекса магазинов ИКЕЯ-Парнас, «Ашан» вблизи КАД канализационные сети были кустарными, все по сути сливалось в речку Старожиловку, которая несла все это в Нижнее Суздальское озеро. Выиграли у них по суду 1,5 миллиарда рублей, но они вовремя ушли, ничего не заплатив. Два грязных ручья текут в озера с еще одного поля совхоза Пригородный. Там планировали сделать свалку строительного мусора, но везли туда и бытовой. Я могу перечислить еще с десяток ручьев и проток, собирающих грязь с Парголово и Парнаса, выпусков без очистки стоков ливневых канализаций, напрямую или через естественные водотоки попадающих в озера. Но от кого зависит решение этих вопросов, сами все знают.


Безтуалетное «культурное» пространство

Третья группа проблем — низкая экологическая культура части граждан и администраций районов и муниципалитетов. Сделали на озерах современную зону отдыха: настилы, скамейки, детские площади и даже скалодром. Но не установили ни одного туалета! Как граждане решают эту проблему, объяснять не надо. Нет и мусорных баков. Весной на субботниках энтузиасты собирают здесь сотни килограмм бутылок, пакетов, брошенных мангалов. Аналогичная ситуация с зоной отдыха на Графском пруду. Его как бы очистили по каким-то варварским технологиям: осушили, вычистили дно экскаватором, убив всю биоту, на берегу поставили скамейки, сделали дорожки, и снова — ни одного туалета. А кто должен убирать «дикие пляжи»? Я отчасти понимаю тех владельцев участков у воды, которые вопреки закону загородили проход по берегу. Официально берега водоемов должны быть открыты для всех, но «дикие пляжи» — это и мусор, и выпивающие компании, и общественный туалет на природе. От них меньше вреда, чем от грязных стоков и непродуманных новостроек, но больше неприятных впечатлений.

В том, что наши озера хотя и заболачиваются, но все еще живы, огромная заслуга местных жителей, общественных организаций — «Возрождение Суздальских озер», «Парголовская мыза», которые с 1991 года вели борьбу за их спасение: писали обращения в органы власти, проводили митинги, выходили на субботники. Были и практические достижения, так Верхнее Суздальское озеро и прилегающая к нему территория получили канализацию, современное электроснабжение с помощью программ «Возрождение Суздальских озер».


Очистка «атмосферы» в органах власти

Шанс спасти популярные живописные водоемы северной части Петербурга — Суздальские озера, Орловский карьер, Графский пруд, Ольгинское водохранилище, еще есть. Лет десять назад я познакомился с работой НПО «АльгоБиотехнологии» из Воронежа. Биотехнологии — это не просто мода, они действительно эффективны — говорю это как ученый и практик с огромным опытом. Воронежцы создали разновидность (штамм) микроводоросли хлореллы, которая поглощает в воде фосфорные соединения, уничтожает сине-зеленые водоросли и вырабатывает кислород. Работы на эту тему велись еще в советское время — все это можно почитать в интернете. Нам важно, что после внесения хлореллы в загрязненные водоемы за сравнительно небольшое время исчезают сине-зеленые водоросли, пропадает болотный запах, а водоем насыщается кислородом. На следующем этапе можно запустить в воду дафний — мелких рачков, которые будут поедать хлореллу и сами будут служить кормом для рыбы — толстолобиков, карпа. Так уже вернули к жизни десятки водоемов в бассейне Волги, в Москве, в других регионах.

Я договорился с главами Приморского и Выборгского районов, что за свой счет очищу три водоема: Графский пруд, Орловский карьер и Ольгинское водохранилище. В 2014 году воронежцы привезли и запустили в них по полтонны хлореллы. Анализы показали, что количество сине-зеленых водорослей сократилось в этих водоемах в 34(!) раза. В администрациях мне не поверили, потребовали перепроверить анализы в московских лабораториях — все подтвердилось. В 2017-м технологию одобрила комиссия при губернаторе Петербурга. Но потом — выборы, команда поменялась и об успешном опыте забыли.

На мой взгляд, едва ли не главный «недостаток» технологии биоочистки — ее дешевизна. Вот на реконструкцию Графского пруда было выделено 45 миллионов рублей, а нам на все три Суздальских озера нужно было всего около 7 миллионов. С точки зрения чиновников — неинтересный проект. Но в последние два года атмосфера и в органах власти, и в обществе меняется к лучшему, очищается. В итоге, надеюсь, это поможет сохранить и очистить как природную среду нашего города, так и бизнес. Спасая систему управления от непрофессионалов, город еще может спасти свои уникальные рекреационные территории. Это стало бы нравственным решением. Спасая природу, мы спасаем себя.


Другие материалы рубрики
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
01.06.24Чужой среди своих?
Форум «Экология большого города» изначально задумывался в качестве дискуссионной площадки для представителей органов власти, бизнеса, науки, общественности. Цель — наладить коммуникации для поиска максимально эффективных решений экологических проблем.
14.06.22Распродажа наследия ЛОМО — яблоко раздора или стратегия выживания?
Производство оптических приборов государственной важности на Ленинградском оптико-механическом объединении рискует остановиться не из-за санкций, а по естественным причинам. Сотрудники компании все чаще уходят не на заслуженный отдых, а в мир иной. Молодежь обходит завод стороной. Не хватает не только кадров, но и денег. Дефицит средств покрывается за счет распродажи земли и недвижимости «по бросовым ценам», утверждает крупнейший акционер общества Василий Ильичев, намеревающийся взыскать с генерального директора миллиард убытков, причиненных предприятию.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru