Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Как нам реиндустриализировать легкую промышленность? - ЭиВ N 2 (828)
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
Ситуация
Как нам реиндустриализировать легкую промышленность?
No. 2 (828) 30.11.2023
Ирина Иванова — депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от КПРФ, председатель Комиссии по промышленной политике, экономике и предпринимательству.
Последние несколько месяцев детально изучаю ситуацию, которая сложилась в городской легкой промышленности. Сейчас много говорят о том, что несмотря на санкционное давление и другие трудности, возникшие задолго до событий последних пары лет, предприятия этой отрасли в Петербурге образовали уже целый кластер. После посещения нескольких производственных площадок и общения с их работниками, картина начинает вырисовываться. И пока довольно неоднозначная.
ФОТО: Приемная депутата VK.COM
Фактор роста — гособоронзаказ и... советские станки

Например, одна из компаний, которая занимает довольно большую площадь — около 5000 кв. метров на проспекте Обуховской обороны — отличный пример того, что происходило со всей текстильной промышленностью города в 90-е годы. Если говорить точнее, того, как мы ее потеряли. Это бывшая бумагопрядильная Петровско-Спасская мануфактура, основанная еще в 1844 году, а в советское время — прядильно-ткацкая фабрика «Рабочий». Передовое предприятие текстильной промышленности Ленинграда, флагман объединения «Ленхлоппром». Кстати, единственное в отрасли, которое не прекратило выпуск продукции для нужд фронта во время Великой Отечественной войны.

Казалось бы, что может сломить такого гиганта, с такой героической историей. Но перестройка и приватизация не щадили никого и ничего. Легкая промышленность не была исключением. Отрасль быстро стала не нужна. Зачем возиться с оборудованием, вкладываться в отечественный бизнес, если появилась возможность все купить. Рынки и магазины заполонили одеждой импортных производителей. В том числе благодаря усилиям знаменитых челноков, которые неутомимо ввозили в страну в своих клетчатых баулах тысячи тонн товаров, безусловно, очень разного качества. Но для советского человека все было еще в диковинку — яркие цвета, броские логотипы на иностранных языках. А исторические цеха, которые тем временем за копейки отходили новым хозяевам, в основном сдавали в аренду — тем же торговцам, под склады, или под жилую застройку, но никак не под производства.

Кадровый голод теперь восполняют в том числе иностранные специалисты. Например, в одном из швейных предприятий Гатчины успешно трудятся 25 индусов. Их обеспечили жильем за счет компании.
Фабрике «Рабочий», можно сказать, повезло — старые станки, частично еще довоенных времен, были настолько тяжелыми и настолько сложно интегрированы в сами помещения, что они уцелели. Их выкупил бывший начальник одного из цехов прядильно-ткацкой фабрики. И кстати, оборудование это работает и по сей день. Как именно? Это, похоже, до конца не знают даже наладчики. И работает предприятие в три смены. Основная специализация — заказы для Министерства обороны, МЧС. Выпускают особую прорезиненную ткань, которую используют от формы до парашютов и лодок. Как и в СССР, каждый квадратный сантиметр готовой продукции тщательно проверяет ОТК, по-другому никак — здесь от качества зависят жизни людей.

На плаву и другая компания, которая арендует квадратные метры по соседству — тоже благодаря госзаказу — военным, спасателям, железнодорожникам, рабочим газовой и нефтяной отрасли. Специализация — униформа и средства индивидуальной защиты для опасных профессий — от перчаток до ботинок с термостойкими подошвами. Кстати, очень странный факт — мы, как нефтедобывающая страна, вообще не производим полиуретан. Почти весь он экспортируется из Саудовской Аравии. А это основной материал для легких подошв. Каучук у нас есть, но он тяжелый и больше для резиновых сапог годится. Причем многие модели и сами ткани, пропитки для них, утеплители в этой компании разрабатывают сами. Здесь же, к примеру, создали платформу для обработки цифровых измерений стоп, чтобы шить обувь с учетом индивидуальных особенностей конкретного заказчика. Без преувеличения, целая научная философия!

Вообще в уходящем году объемы выпуска одежды в Петербурге увеличились больше, чем в 1,5 раза по сравнению с прошлым. Производство текстильных изделий + 127,4%; пошив одежды — в 1,6 раза; производство кожи и изделий из кожи + 124,2%. Но рывок случился исключительно благодаря гособоронзаказу — по разным оценкам его доля сейчас составляет до 75% всей городской легкой промышленности. Отсюда и оптимистичные показатели. Но расширять производство в таких условиях тоже сложно. Будет ли заказ в будущем на такие изделия? Или расширившееся предприятие станет в простой?!


Обратная сторона торговли с Китаем

Впрочем, есть в городе и предприятия, которые шьют модную одежду и обувь. Например большая фабрика в Гатчине, где на площади 7000 кв. м известный в Петербурге бренд создает свои коллекции хорошей красивой повседневной одежды — от юбок и костюмов до пальто. Дизайнеры здесь разрабатывают по 2–3 новые модели каждую неделю. Но конкурировать с китайскими товарами, которыми завалены полки торговых центров и маркетплейсов сложно. Себестоимость получается выше: высоки затраты на энергоресурсы, станки почти все импортные, и они требуют дорогих запчастей и обслуживания, что в текущей обстановке не всегда возможно, не хватает рабочих рук и огромная проблема с сырьем и расходниками. Как ни печально это звучит, но большинство тканей, нитки, иголки и почти вся фурнитура едет к нам из Китая. Да что там, даже этикетки на одежду часто заказывают в Китае.

Безусловно, растет импорт сырья из дружественных стран. Это не очень правильно. Хотя, например, натуральная кожа — не вся из Поднебесной или Турции. Обувщики очень хвалят производителей из Ярославля и Нижнего Новгорода. Но это, к сожалению, скорее исключение. Работает и выживает наша легкая промышленность в нелегких условиях только за счет импорта.

Оборудование тоже не наше — европейское или из той же Поднебесной. Соответственно, цена готовой продукции завязана на логистику и курсы валют, и мы все понимаем, почему и в какую сторону она сейчас движется.


Кадровый голод: мигранты — не спасение

До технологического суверенитета в этой отрасли нам еще очень далеко. И если светлых голов, тех, кто придумывает новые модели, конструирует, разрабатывает, у нас пока хватает, то с теми, кто это физически будет отшивать — проблема большая. Швей-мотористок, которых научили в ПТУ и техникумах еще советского времени, остается все меньше, а новые выпускники не торопятся идти работать по специальности. Да и их квалификация оставляет желать лучшего. Переучивать приходится даже преподавателей. хотя раньше, если вспомнить, это была довольно востребованная профессия.

В большинстве своем квалифицированные работники-швеи сегодня — это пенсионеры. Но работать официально — значит лишиться индексации пенсии, а это устраивает далеко не всех. И это как раз одна из просьб «швейников» к нам как к законодателям — вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам.

Кадровый голод теперь в том числе восполняют иностранные специалисты. Например, в одном из швейных предприятий Гатчины успешно трудятся 25 индусов. Их обеспечили жильем за счет компании. И, надо отметить, работают они очень профессионально, быстро и качественно. Они даже простимулировали руководство фабрики приобрести новое оборудование, которое позволяет работать более эффективно.

Но трудовой мигрант — на то и мигрант, что сегодня он здесь, а завтра там, где платят больше и теплее. Кстати, для работников из жарких стран это действительно весомый аргумент — не нравится им наш северный климат.

Вообще, проблемы как у самых мелких компаний, так и у гигантов схожие. Оборудование, кадры, логистика, сырье. И хотя все они конструируют, придумывают, испытывают что-то новое, а это по сути и есть тот самый НИОКР, о поддержке которого сейчас так много говорят — мало кто из них знает подробно о механизмах господдержки собственных исследований и разработок. А также и о других доступных формах поддержки малого и среднего бизнеса. При этом у них есть довольно четкие и здравые предложения, как можно было бы насущные проблемы решать. И мы как законодатели обязаны в решении этих вопросов принять участие. Встречаться, рассказывать, помогать, объяснять. С участием, экспертов, исполнительной власти и представителей отрасли.

Ведь именно эти люди, которые, несмотря на все трудности, продолжают работать, придумывать, пробовать — способны в конечном счете поднять и вынести на своих плечах реиндустриализацию страны, к которой мы все сейчас пытаемся прийти.
Кадровый

Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капитал страны
Ситуация
01.06.24Лабиринты параллельного импорта
Один из «пионеров» параллельного импорта на условиях анонимности рассказал редакции о секретах актуального для страны бизнеса.
01.06.24Защита Батаева. Разработки российского инженера спасают жизни и повышают боевые возможности наших военных в зоне СВО
Несколько сотен российских военных в зоне спецоперации — бойцы самых «ударных» подразделений Минобороны и ЧВК, получили комплекты бронезащиты для ног, разработанные и произведенные небольшой петербургской фирмой «Хамари». Все снаряжение проверено на полигонах и в реальных боевых действиях, получены патенты, сертификаты, отзывы из армии самые лучшие.
01.06.24Экология большого города: проблемы и решения, лица и позиции
За последние годы экология стала значимой частью государственной политики и нашей жизни. Если до 1978 года в Санкт-Петербурге очистка сточных вод вообще не проводилась, то сейчас очищается 99,5 процента. Все городские ТЭЦ и котельные окончательно переведены с угля и мазута на природный газ. Активно переводится на газомоторное топливо общественный транспорт. Во многом благодаря конструктивному взаимодействию Союза промышленников и предпринимателей с администрацией города, конкретно с вице-губернатором Игорем Албиным, была сдвинута с «мертвой точки» проблема с полигоном «Красный бор». Но в то же время уже много лет закрыто для купания большинство пляжей, «цветет» побережье Финского залива. Чрезвычайно опасной, по мнению многих специалистов, является «европейская» технология сжигания иловых осадков на трех заводах «Водоканала». Об этих и других наболевших проблемах и возможных путях их решения шла речь на круглом столе «Промышленная экология: сохранение окружающей среды и развитие человеческого капитала. Умные сервисы и технологии утилизации», ставшего значимым событием XXIII Международного форума «Экология большого города», прошедшего в Петербурге.
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
30.11.23«Судьба России — быть сверхдержавой»
В июне этого года распоряжением правительства России было создано Санкт-Петербургское отделение Российской академии наук. А в октябре на должность его председателя был избран ректор Санкт-Петербургского Политехнического университета Андрей Рудской.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru