Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Неоправданность бюджетных трат: расточительные контролеры - ЭиВ N 1 (827)
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
Профессиональный взгляд
Неоправданность бюджетных трат: расточительные контролеры
No. 1 (827) 23.05.2023
Юрий Ларсон, финансовый консультант группы компаний VB Consult
В России в 2022 году работало около 6 миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства. Всего – 22 миллиона человек. В каждой из компаний заняты в среднем 3–4 человека. Максимальный штраф, который могут выписать за нарушение срока ежемесячно предоставляемых сведений о застрахованных лицах – от 300 до 500 рублей за каждого. При четырех сотрудниках такой штраф может быть максимальным в 2 тысячи рублей. Тогда как процедура его административно–судебного взыскания может стоить государству десятки и даже сотни тысяч рублей. Объединение Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) в Единый Социальный фонд России (СФР), к сожалению, пока не принесло рациональных изменений в существующий порядок вещей.
Рисунок: М. Ларичев
Когда нынешняя система документооборота разрабатывалась (а скорее развивалась) государством, на определенном этапе было упущено одно из самых важных правил: оправданность затрат. Сегодня, чтобы донести до предприятия информацию о задолженности в несколько копеек, государство обеспечивает документооборот с намного более высокой себестоимостью.

С введением такого рода системы отчетности мы наблюдаем довольно опасное искажение государственных приоритетов. Сколько при этом тратят, личного психологического здоровья все участники процедуры выставления очень часто комичного штрафа, мы можем только догадываться. Ведь документы судов, СФР, почты тоже не автоматизированы. Госслужащие по сей день к каждому документу прилагают слишком много внимания и ручного труда. Неэффективная система обратной связи в нашем продвинутом столетии цифровизации до сих пор поглощает в разы больше человеческих ресурсов, чем даже двадцать лет назад.

Цена усилиям, которые бизнес тратит на понимание условий ведения бизнеса весьма высока. Причем в реалиях российского бизнеса это всегда носило обостренный характер. Мы знаем, что защита собственности, рынка, баз данных, имиджа – это дело рук самих утопающих. Поэтому на выживание бизнесмен бросает очень много резервов и тратит львиную долю невозвратного жизненного времени. Для него время работы – это время потенциального дохода, а необходимость построения взаимосвязей с контролирующими органами – это расход времени и потеря возможных полезных заблаговременных бизнес-решений.

Специалисты знают, что нет более сложного явления в любой системе, чем организация обратной связи. Работающей связи. Чтобы сдать отчетность, особенно ненужную со смысловой точки зрения, нужно в любом случае знать, что делать изначально для ее подачи. Нужно знать о выходе новых форм отчетов и как их заполнять. Нужно знать, что делать, если отчеты нужно исправить за слишком давний период. То есть не получится сделать это интуитивно в режиме логики. Все это необходимо знать заранее. Сегодня, если предприятие оказалось в числе опоздавших с отчетом, например единой формы сведений (ЕФС), то его ожидают самые невероятные с точки зрения эффективности системы обратной связи последствия. Фиксирует это СФР, где есть совершенно отдельная от остальных ведомств база плательщиков. СФР должен создать акт административного контроля (проверки) сведений на предмет нарушения. Далее издается решение о привлечении к ответственности юридического лица. Далее – постановление о штрафе, которое в силу бюрократических правил должно быть доставлено до руководителя предприятия. Процедура уведомления руководителя в таком случае включает вызов лица в мировой суд повесткой, доставленной почтой по домашнему адресу. И конечно же все эти документы подшиваются в отдельное дело в каждой из инстанций – в суде, в СФР, в почтовом отделении, и – если предприятию больше нечем заняться – то и в бухгалтерии.

Конечно, СФР на данный момент лишен оперативности, присущей Федеральной налоговой службе (ФНС). В ФНС отсутствие отклика предприятия на любой документ от ФНС приводит к блокировке его банковских счетов через несколько дней. СФР не может так действовать. Однако такая «безобидность» СФР компенсируется абсолютной невозможностью дозвониться до его специалистов. У автора статьи очень большой опыт дозвона, и, к сожалению, СФР проигрывает ФНС практически в 100% попыток. Как это объяснить? Очень просто – сотрудники СФР просто не любят свою работу.

Как жители одной страны, мы хорошо чувствуем не только свою неприязнь, но и неприязнь обреченных на бессмысленную работу госслужащих. Которые просто не поднимают трубки. И мы их за это не виним. У них отсутствует мотивация, они не видят в бизнесе источник для развития страны.

Мы, как представители бизнеса, все сильнее уповаем на рассудительность наших чиновников, носителей направленной в будущее мысли, чтобы бизнес не был обязан проводить онлайн 24/7 в отслеживании возможных реакций всех участников процесса сдачи отчетности с обеих сторон.

Оптимизация цифровой жизни и баз данных, без сомнений, может свести до нуля всё возникшее напряжение между бизнесом и органами контроля. Стоит только упростить систему отчетности – и высвободится огромное количество времени и бюджетных средств.

Мы уважаем законодательную инициативу в том случае, когда она охватывает интересы всех жителей нашей большой страны, включая даже самые нестандартные и сложные обстоятельства. Однако эта черта не должна приводить к чрезмерной загруженности сотрудников, занятых в абсолютно стандартных условиях и работающих по максимально простым шаблонам. На данный момент ситуация складывается такая, что относительно малая группа чиновников-специалистов разрабатывает формы отчетности, удобные для контроля. Но они крайне неудобны и крайне убыточны для гораздо большего числа людей, занятых поисками бизнес-инициатив и простым зарабатыванием дохода, да и для государства в целом.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru